Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"
статья (2 класс)
Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruud_.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Регулятивные универсальные учебные действия
Подготовила:
Учитель начальных классов
Лицея №329
Афиногенова Виктория Дмитриевна
Общество постоянно развивается, людям необходимо уверенно ориентироваться в современном мире. Активная информатизация заставляет постоянно учиться, овладевать новыми знаниями. Учитель является ключевым звеном в цепочке: «учитель-ученик-общество». Именно учитель должен понимать, что мир постоянно меняется и нельзя учить устаревшим знаниям, необходимо предпринимать что-то новое для современного поколения школьников, чтобы они вышли во взрослую жизнь с определенными знаниями, позволяющие им адаптироваться в новой среде. Современный учитель не может полагаться только на знания, полученные в вузе, он должен постоянно повышать свой уровень знаний, повышать квалификацию. В связи с этим становится актуальным непрерывное образование. Меняются цели образования, учитывая личностные и социальные интересы общества, государственные потребности. Именно актуальные запросы современного общества являются определяющими факторами развития новых образовательных стандартов. Необходимо сформировать личность – представителя социума, а значит необходимо развивать общекультурный, личностный и познавательный аспекты. Главной целью образования является развитие учащихся, которое бы обеспечило способность субъекта «уметь учиться».
Способность субъекта «уметь учиться» подразумевает способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обусловленное универсальными учебными действиями, которые позволяют открывать возможности широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в построении учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и общенациональных характеристик.
Основой способности субъекта «уметь учиться» выступает формирование универсальных учебных действий, концепция которых разработана на основе системно-деятельностного подхода, который в свою очередь основывается на положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Данный подход раскрывает основные психологические законы процесса развивающего обучения и структуру дидактической деятельности процесса научения учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития младших школьников и подростков.
Исследованиями формирования и развития универсальных учебных действий занимались Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, Г.А. Цукерман.
Впервые программа, направленная на формирование универсальных учебных действий, была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками - В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерман др.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (далее ФГОС) понятие «универсальные учебные действия» появилось в 2010 году, согласно которому данное понятие определяется как:
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
По А.Г. Асмолова «универсальные учебные действия» рассматриваются как действия, позволяющие эффективно решать задачи, относящиеся к различному предметному содержанию, самостоятельно осуществлять учебную деятельность (ставить цели обучения, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), приобретать новые знания, новые способы действий, сознательно и активно присваивать социальный опыт.
Универсальные учебные действия имеют следующие функции:
- развитие у обучающегося возможности ставить цели, находить пути, средства и способы их достижения, а также осуществлять обучение, самостоятельно оценивая и контролируя данный процесс;
- формирование гармоничной и самореализованной личности посредством готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей, актуальных в любой предметной области.
Классификацией универсальных учебных действий занимались такие известные педагоги-психологи, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и другие. Авторами были выделены четыре типа универсальных учебных действий (УУД):
- познавательные УУД;
- личностные УУД;
- коммуникативные УУД;
- регулятивные УУД.
Более подробно раскроем каждый из этих типов.
- Познавательные универсальные учебные действия
В эту группу входят:
- Общеучебные УД:
- самостоятельная постановка учебной цели;
- применение разнообразных методов поиска необходимой информации;
- процесс структурирования знаний;
- устное и письменное построение речевого высказывания, посредством осознания знаний и умений;
- использование различных эффективных способов решения задач, основанных на условиях, которые могут отличаться;
- контролирование и оценивание учебного процесса и ее результатов;
- формирование проблемы и нахождения путей ее решения посредством поискового и творческого характера.
- Логические УД:
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация по признакам;
- систематизация в понятие;
- установление логических связей;
- выдвижение гипотез.
- Действия постановки и решения проблемы:
- формирование и выведение проблемы;
- создание на самостоятельной основе путей решения проблемы, посредством способов творческого и поискового характера.
- Личностные универсальные учебные действия
Под данным типом универсальных учебных действий понимается способность учащихся ориентироваться в ценностно-смысловых и социальных ситуациях, первые из которых представляют собой умения действовать в соответствии с моральными и этическими нормами, а вторые – умения построения межличностных отношений и выбора социальных ролей.
Выделяют следующие виды личностных УУД:
- самоопределение, которое может быть личностное, профессиональное, жизнедеятельностное;
- смыслообразование, под которым понимается создание тесной связи между мотивами побуждения к учебной деятельности и ее результатами. Смыслообразование помогает учащимся понимать смысл процесса обучения;
- нравственная и этическая ориентация позволяет оценить учащимся усвоенное содержание учебной деятельности на основе социальных и личностных ценностей.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Данный тип универсальных учебных действий обеспечивает:
- учет позиции партнера в деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- принимать участие в коллективных обсуждениях;
- выстраивать систему взаимодействия с группой сверстников и взрослых.
Среди видов коммуникативных универсальных учебных действий выделяют следующие:
- установление учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом;
- постановка вопросов, которые касаются поиска информации;
- решение конфликтов, путем выявления проблемы, оценки ее значимости, нахождения способов и их реализации при принятии решений;
- управление поведением;
- выражение собственных мыслей в условиях коммуникации.
- Регулятивные универсальные учебные действия
Данный тип универсальных учебных действий позволяет обеспечить учащимся процесс организации собственной учебной деятельности, который выделяет следующие виды:
- целеполагание – представляет собой формулирование учебной задачи, посредством соотнесения известного, неизвестного и усвоенного в процессе учебной деятельности учащимися;
- планирование – понимается как установление целей, плана и последовательности действий, направленные на достижение его конечного результата;
- прогнозирование – предвидение уровня усвоения знаний и получения результата учебной деятельности;
- коррекция – деятельность по внесению необходимых дополнений и изменений в процесс деятельности, направленной на достижение результата и получения конкретного продукта;
- оценка – определение качества и уровня, усвоенного учащимися;
- саморегуляция – способность мобилизовать силы и энергию;
- волевое усилие – способность преодолевать определенные препятствия в процессе учебной деятельности.
Также регулятивные УУД связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.
В основе регулятивных УУД лежит теория деятельности П.Я. Гальперина. В структуре деятельности личности выделяет ориентировочную, контрольную и исполнительную части. В соответствии с его теорией деятельность включает такие структурные компоненты, как:
- наличие ориентировки (образца), предвосхищение результата (цель)
- составление плана;
- практика, пробы и ошибки достижения цели, соотнесение действия с будущим результатом, реализация сотрудничества (форма работы);
- контроль выполнения действий, оценка выполненной работы, оценка эффективности сотрудничества.
Для успешного формирования регулятивных учебных действий необходимо отслеживать прогресс и результаты формирования на разных этапах обучения, ведь с каждым годом ученик совершенствует свою деятельность.
В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
- Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладения);
- формирование основ оптимистического восприятия мира.
Таким образом, понятие «универсальные учебные действия» появился впервые в ФГОС 2010 года, и определялось как действия, позволяющие успешно решать задачи на различном предметном содержании, самостоятельно осуществлять учебную деятельность (ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), овладевать новыми знаниями, новыми способами действий, сознательно и активно присваивать социальный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
Научно-методическая статья, которую могут использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".
Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...
Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»
Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»...
статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова...
Статья "Развитие логических универсальных учебных действий при изучении геометрического материала"
Важнейшей задачей современного начального образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения...
Статья "Развитие логических универсальных учебных действий при изучении геометрического материала"
Сетрификат о публикации...