Функции учителя современной школы
статья (4 класс)
Личность, организующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать, что это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся профессиональной деятельностью. Человек, вставший за учительский стол, несет ответственность за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Каким будет результат труда педагогов труда сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относится к очень сложным видам деятельности. Но, что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. И все же главной функцией учителя является управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Любовь к своему профессиональному труду- качество без которого не может быть педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_funktsii_uchitelya_sovremennoy_shkoly.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Функции учителя современной школы»
Автор:
Рожкова Наталья Николаевна – учитель начальных классов.
Личность, организующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать, что это человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся профессиональной деятельностью. Человек, вставший за учительский стол, несет ответственность за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Каким будет результат труда педагогов труда сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относится к очень сложным видам деятельности. Но, что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его деятельности. Педагогическая функция - предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. И все же главной функцией учителя является управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.
Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела в учебно-воспитательном процессе остается как бы кадром. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека. Для того, чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная особенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них. Для конкретизации функции управления используем понятие «педагогический проект», под которым будем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию олимпиады, школьного праздника. Всеми этими делами педагог обязан управлять. На подготовительном этапе первая функция педагога - целеполагание. Цель - ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель - результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление педагогическим процессом основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развитии. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т. д. нельзя осуществить не правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях. Получив диагноз и опираясь на благополучный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих данных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д. Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.
На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функцию. Организационная деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. И наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность проделанной работы. Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные. Особую важность представляют человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многое другое. Обязательное для учителя качество - гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной творческой жизни школьников. Педагогическое руководство, таким сложным коллективом как класс, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к разрешению любых ситуаций. Педагог-образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним. Профессионально необходимым качеством учителя является самообладание. Профессионал всегда обязан сохранить за собой ведущее положение. Никаких срывов, растерянности и беспомощности ученики не должны видеть и чувствовать. Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. Важно, чтобы оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Воспитатель обязан быть требовательным - это важнейшее условие его успешной работы. Нейтрализовать учителю, присутствующее в педагогическом процессе напряжение, помогает чувство юмора. Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого орда умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт - соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К ним обычно относят приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие.
Научная увлеченность обязательное учительское качество. Без него невозможен процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает формировать у учащихся интерес к своему предмету.
Любовь к своему профессиональному труду- качество без которого не может быть педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель современной школы - ключевая фигура качественного образования школьников
В статье идёт речь об условиях и требованиях к личности и деятельности учителя современной школы....
«УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА ».
Отчет по теме самообразования УЧИТЕЛЯ МБОУ «ЦО№2» КОЛГАНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ ГОРОД ДОНСКОЙ, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ.«УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА »....
Учитель современной школы. Слагаемые успеха
Статья по теме самообразования...
Реализация фасилитативной функции учителя в иноязычном общении с младшими школьниками (на примере слабослышащих детей)
Слово фасилитация в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте – как производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать. [ ...
Сочинение - рассуждение "Современная школа - современный учитель"
Современный учитель – это профессионально - компетентный педагог. Если мы, учителя, будем компетентны в своей работе, то наши дети будут стремиться к сотрудничеству с нами, а если у ...
Функции учителя в аспекте реализации межпредметности и метапредметности
Функции учителя в аспекте реализации межпредметности и метапредметности...
Диплом 1 степени за участие в мероприятии Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций Трудовые функции учителя
Диплом 1 степени за участие в мероприятии Международная профессиональная олимпиада для работников образовательных организаций Трудовые функции учителя...