Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
методическая разработка
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Работа с одаренными детьми
в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ №5»
Бондаренко В.В.
г. Нижневартовск
Введение.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарѐнности в системе образования на организационном уровне обычно решается путѐм создания специальных школ для одарѐнных и талантливых учащихся. Это, безусловно, позитивное явление, но существует возможность и другого решения – не удалять одарѐнного ребѐнка из естественной для него среды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей.
Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарѐнных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Выдвигает ряд задач:
- не терять потенциально одарѐнных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
- создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарѐнных детей;
- формировать у одарѐнных детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Общий курс в объединении рассчитан на 1 год, работа строится в виде кружковой работы по направлениям: русский язык, литературное чтение, математика. Программа для воспитанников составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 8-10 лет.
Задачи программы:
- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
- стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
- развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей,
определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.
Описание модели работы с одаренными детьми.
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня: школьного, муниципального и международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
План работы с одарёнными детьми на 2022/2023 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Галабурда С.Н., Бондаренко В.В. |
2. | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей. | в течение года | Бондаренко В.В. совместно с психологом МБОУ СШ№5 |
3. | Создание банка данных по одарѐнным детям МБОУ СШ№5. | сентябрь январь | Галабурда С.Н., зам. директора |
4. | Проведение работы с родителями одарѐнных детей. | в течение года | Гараева Н.Н., психолог |
5. | Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми. | в течение года | Бондаренко В.В. |
6. | Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Бондаренко В.В. |
7. | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. | октябрь | Галабурда С.Н. |
8. | Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» «Астра» «Гелиантус», «Учи.ру и др. | в течение года | Учитель начальных Классов Бондаренко В.В. |
9. | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | январь- апрель | ПЦК учителей начальных классов |
10. | Подготовка учащихся к городскому интеллектуальному конкурсу «Юниор» по математике, окружающему миру. | сентябрь - апрель | Учитель начальных классов Бондаренко В.В. |
11. | Организация сети занятий по интересам, работа над проектно- исследовательскими работами, выступление с работами | в течение года | Учитель начальных классов Бондаренко В.В. |
12. | Расширение банка методической литературы по работе с одарѐнными детьми. | в течение года | Библиотекарь |
13. | Участие в городском конкурсе «Грани познания» «Открытие» | март | Экспертная группа Учитель начальных классов Бондаренко В.В. |
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Методы обучения: помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
- дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
- уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
- ослабить скрытые конфликты;
- выработать общее решение;
- повысить эффективность работы участников дискуссии;
- повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
- удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как
правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. - КВН по русскому языку.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”. Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.
Результаты реализации программы
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
- создать условия для развития одарѐнности и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарѐнные дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и математике.
Мониторинг результативности работы с учащимися - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);
-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений. Литература:
- Бура М. Как научиться решать задачи //Начальная школа, 2002, № 9.
- Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – М.,
«Первое сентября», 2013.
- Дьячкова Г.Т. Математика. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006.
- Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики // Начальная школа, № 41-2011, № 12,22-2012.
- Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения // Начальная школа, № 6-2002.
- Тексты олимпиадных заданий по математике 2019 - 202
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....
Программа РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интелл...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе.
От учителя начальной школы требуется выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести шк...
Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
Программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных ум...
Программа работы с одаренными детьми в начальной школе «Талантлив каждый»
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...
Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....