особенности коррекционной работы с детьми с НОДА и ТМНР
статья
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекционная работа | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы с детьми с НОДА и ТМНР
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории зачастую осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями. Различное сочетание таких нарушений определяет особые образовательные потребности детей.
Кроме того, часть детей, отнесенных к этой категории, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.). Вследствие этого они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Зачастую затруднен и процесс общения из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи.
У детей нарушены и (или) искажены процессы познавательной деятельности (восприятия, мышления, внимания, памяти и др.). В связи с этим у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР возникают серьезные препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивации и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Вместе с тем, их интеллектуальное развитие все же позволяет овладевать элементарными основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Особые образовательные потребности детей с НОДА, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Коррекционно-компенсаторная область носит строго индивидуализированный характер.
Комплексная реабилитация обучающихся с НОДА,ТМНР также предусматривает медицинское воздействие, коррекцию физических недостатков с помощью массажа и лечебной физической культуры, логопедическую работу, психологическую коррекцию. Коррекционно-компенсаторный подход реализуется всеми участниками образовательного процесса: в учебный план включены коррекционно-развивающие курсы, во все формы образовательного процесса включены коррекционные компоненты. Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации осуществляются в течение всего времени образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА, личностно-ориентирована, должна проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.
В настоящее время существуют программные и методические разработки для обучения детей со сложными нарушениями, в том числе, основанные на опыте работы и рекомендованные для разных категорий детей с комплексными и множественными нарушениями . Несмотря на значительную вариативность содержания, представленного в методических материалах, можно выделить общие подходы к оказанию коррекционной помощи детям с комплексными (сложными) нарушениями развития вне зависимости от структуры дефекта. В качестве необходимых составляющих коррекционной работы рекомендовано:
1. Ранняя диагностика и включение в систему специальной помощи сразу же после выявление первичных нарушений.
2. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами разных служб и ведомств, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.
3. Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома.
4. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.
5. Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка.
6. Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не возраста ребенка.
7. Включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.
Таким образом, коррекционная работа с детьми с НОДА, с ТМНР и со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.
Литература
- Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2013.
- Миненкова, И. Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы : учебно-метод. пособие / И. Н. Миненкова, В. В. Радыгина, Е. А. Якубовская. – 2-е изд., испр. – Минск : БГПУ, 2014. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сопровождения детей с нарушением интеллекта и ТМНР
Педагогическое сопровождение детей с ментальными нарушениями...
Выступление на МО на тему "Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР"
Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР...
Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр
Особенности развития творческих способностей у детей с тмнр...
Статья на тему : «Особенности организации воспитателя ГПД с учащимися с ТМНР»
Главная форма организации педагогической-коррекционной деятельности — это индивидуально-коррекционные занятия. Для каждого ребенка выстраивается занятие с принятием во внимание всех особенностей...
конспект коррекционного занятия для обучающегося с НОДА и ТМНР "Режим дня школьника"
конспект коррекционного занятия для обучающегося с НОДА и ТМНР по теме "Режим дня" (2 вариант)...
Статья "Особенности работы с детьми с ТМНР, находящихся на досимволическом уровне коммуникации в условиях стационарного учреждения"
Дети с ТМНР испытывают трудности в общении и требуют к себе особого внимания. Среди них много таких, которые в силу различных причин оказываются неспособными разговаривать и общаться общепринятым спос...
Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...