Развитие креативности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
статья

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания и/или эффективного проявления воображения.Оно является источником развития личности и это та способность, которую необходимо  развивать.Успешность человека в наше время определяется в первую очередь тем, насколько он умеет адаптироваться к новой реальности, в какой степени у него сформированы навыки нешаблонного мышления и решения проблем в нестандартных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost.bregman_m.m.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Уже 20 лет функциональная грамотность обогащается новыми направлениями, среди которых финансовая грамотность, решение проблем, глобальные компетенции. В этом году в качестве нового инновационного направления функциональной грамотности выделено  именно креативное мышление.

Введение обновлённых стандартов с 1 сентября 2022 года направлено на создание позитивной образовательной среды, которая будет поддерживать каждого учащегося, развивать его интересы, и вместе с этим будет учитывать требования общества. В новых российских стандартах образования в качестве метапредметных результатов главную роль играют так называемые  4 К: креативность, критическое мышление, коммуникативность, коллаборация (сотрудничество). Именно эти четыре компетенции были обозначены организацией экономического сотрудничества как приоритетные. Обладая этими компетенциями,  выпускник школы, получив обязательное образование, мог реализовать и использовать все знания, умения и  навыки, которые он приобрёл за время обучения.

Так что же такое креативность?

Существует разные понимание слова «креативность». Отношение к нему весьма неоднозначное. Многие считают, что раз в русском языке давно существует слово «творчество», то незачем использовать иностранный синоним, который именно так и переводится. Значение слова «креативность» постепенно приобретает всё более выраженное специфическое значение. Для творчества необходимо вдохновение, оно стихийно и ситуативно, творческая идея осеняет или озаряет.  Невозможно представить чтобы поэты или композиторы устанавливали себе норму произведений, а затем выполняли её . Между тем,  для современного рекламного агента или дизайнера обложек журналов сочинительство является ежедневной работой, обязанностью, сознательным и полностью управляемым процессом. При этом само творчество не отменяется, просто появляется дополнительная возможность создавать творческие продукты, используя определённые методики, способы, техники, приёмы – всё то, что мы вкладываем в понятие «инструменты».

Если говорить о международном  исследовании PISA, то в нём креативность рассматривается не как креативность – талант, а как малая креативность – т.е. как человек, имея определённые ограниченные ресурсы,  может интересно решить поставленные перед ним определённые  задачи.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания и/или эффективного выражения воображения.

Инновационные решения – новые, новаторские, оригинальные, нестандартные, непривычные.

Эффективные решения – действенные, результативные, экономичные, оптимальные.\Эффектное выражение – производящее впечатление, привлекающее внимание, вдохновляющее, необыкновенное, удивительное.

Можно ли научить креативности?

Международные исследования показывают, что способностью к творческому инновационному и креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек.

Развивать способность к креативному мышлению в первую очередь необходимо для того, чтобы подготовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире. Креативное мышление – источник развития личности и это та способность, которую можно развивать.

Способы развития креативности

Учебное занятие, включающее элементы креативной педагогики, готовит ребёнка к преобразовательной деятельности, стимулирует потребность учиться творчески. Если репродуктивная педагогика использует уже известные паттерны и модели для достижения результата, то в основе креативной педагогики лежит самостоятельный поиск путей решения задачи. Учитель лишь направляет обучающегося, если это необходимо.

Рассмотрим некоторые из креативных методов, которые могут быть использованы в образовательном процессе в начальной школе:

  1. Метод адидактических  ситуаций.Разработан французским дидактом Ги Бруссо. Основан на использовании в учебном процессе ситуаций не из учебника, а из повседневной жизни обучающегося. Это позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, сделать его более понятным.  Например, ситуация: появился запах у воды.
  2. Метод антиципации (прогнозирования) используется для задач прогностического типа и ответа на вопрос: « что произойдёт, если…?» на основе установления причинно-Следственных связей. Этот метод способствует развитию практического предвидения.
  3. Метод децентрирования – это способ выхода за границы собственных представлений, возможность посмотреть на себя со стороны, посмотреть как выглядели бы вещи, события с точки зрения другого человека. (Шесть шляп мышления)
  4. Метод образной визуализации предполагает исследование объекта, результатом которого является создание перцептивного образа; этот образ учащиеся могут нарисовать, вербализовать, показать. (Писалка да маралка) – вербализация; рисунок, Инфографика, смысл фразеологизма, картинка а+b=c.
  5. Метод открытых задач предполагает работу с такими видами задач как: задачи-процессы (с недостающими данными), где обучающиеся, добавляя необходимые условия, сами должны окончательно сформулировать и решить задачу; открытые поисковые задачи.
  6. Метод рефрейминга- изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Цель применения технологии – повышение учебной мотивации и/или преодоление неуспехов в учебе. (Я оптимист – я пессимист)
  7. Метод социально значимых заказов – групповой метод решения проблемы из окружающей жизни.  Экологические и социальные  проблемы
  8. Метод символического видения основан на использовании символизации – изображении, обозначении чего-либо при помощи условных знаков – символов. (Дорожные знаки.  Моделирование.)

Для развития креативного мышления детей младшего школьного возраста важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и включения его в познавательную деятельность на уроке.

Для этого нужно: использовать и сочетать  задания, которые направлены на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического или теоретического мышления.

Это возможно за счёт разных типов проблемных заданий и  разных уровней индивидуальной меры помощи ( от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребёнком каждого задания.

При этом ребёнку необходимо предоставлять возможность выбора:

  • Задания
  • Формы выполнения заданий (в паре, в группе, индивидуально)
  • Источников получения знаний
  • Действий, которые влияют на ход урока.

Задания не должны быть на оценку.

Креативность помогает переводить знания из пассивных в активные. Это означает, что необходимо предлагать задания – от задачи – к способу действия.

Особенности дивергентного мышления, на которые необходимо обращать внимание при выборе и разработке заданий – это: беглость (быстрота, количество идей, выдвинутых за определённое время), гибкость (разнообразие и креативность идей), оригинальность, проработка/ проработанность (уровень совершенствования  и уточнения идей). Эти характеристики ложатся в основу компетентностной модели оценки креативного мышления.

При составлении заданий нужно учитывать следующие моменты: задания должны быть в ближайшей зоне развития ребёнка. Необходимо обращать внимание на содержание, объём, используемую лексику, стилистику и тематику.

Важнейшая  отличительная особенность  заданий на креативность – неопределённость в способах действий.  Очень важно дать разного рода заданий. Чем больше, тем лучше.

Креативное самовыражение может проявляться через текст или изображение.

Примеры заданий, в которых главный продукт – текст. Сочинение различных историй, задания по литературному чтению, например допиши сказку, сочинение загадок, сочинение заголовков к иллюстрации, сочинение рассказа по иллюстрации

Примеры заданий, где главным продуктом является изображение – инфографика, использование метода символического видения, метода образной визуализации.

В области STEAM задания основаны на решении проблем. Использование метода адидактических ситуаций, метода прогнозирования, метода социально-значимых заказов. Главные критерии при оценивании – наиболее оригинальная идея/ наиболее обоснованная идея. К этой же области относятся проведение экспериментов и исследований. Подходят задания на классификацию.

Сегодня особенно востребованы креативные люди, т.е. люди, ориентированные не просто на созидание, а на создание именно оригинального и нестандартного. Успешность человека в наше время определяется в первую очередь тем, насколько он умеет адаптироваться к новой реальности, в какой степени у него сформированы навыки нешаблонного мышления и решения проблем в нестандартных ситуациях. Таким образом креативное мышление – это основа для проявления нового знания и идей, основа общественного развития .Это то, что сейчас значимо о востребовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...

Использование ЛЕГО - конструирования в развитии познавательных потребностей обучающихся 2 класса (рабочая программа внеурочной деятельности)

Программа курса «Легоконструирование»  адаптированна к программе специального коррекционного образования и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие ре...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей...