МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Важнейшей задачей школы в настоящее время является формирование умений эффективного взаимодействия с другими людьми. Взаимодействовать с ребятами и взрослыми, достигая намеченной цели, разрешая проблему в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_sredstvo_formirovaniya_navyka.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА
НА УРОКАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец
уважительного отношения к миру, образец помощи
и поддержки, они сами будут готовы нести добро
не абстрактным людям, а человеку, который рядом
с ними ».
О.С.Газман
Важнейшей задачей школы в настоящее время является формирование умений эффективного взаимодействия с другими людьми. Взаимодействовать с ребятами и взрослыми, достигая намеченной цели, разрешая проблему в сотрудничестве.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, над развитием их творческих способностей, наш педагогический коллектив убедился в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса ( как на уроках, так и во внеурочное время ), использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи, через цели, задачи, совместную деятельность, мозговой штурм до реализации проекта или его представление. Проектная деятельность основана на гибкой организации учебного пространства.
В результате полнее обеспечиваются современные требования к воспитанию и развитию личности обучающегося, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат.
Метод проектов – это универсальный метод, поскольку его реализация, в свою очередь, предполагает использование совокупности других проблемных методов: обучение в малых группах сотрудничества, ролевой игры, рефлексии. Данный метод в силу своей комплексности, ориентирован в большинстве случаев на совместную групповую работу, и как нельзя лучше способен решать необходимые дидактические и воспитательные задачи. Ведь воспитание школьника — это в значительной мере выращивание у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь к личностному творчеству — творчеству самого себя. «Зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский) есть не только в обучении, но и в воспитании. Сегодня школьник сформирует и выскажет какое-то мнение, примет решение, совершит социально значимое действие при помощи, совете, поддержке, пусть даже подсказке коллектива, учителя. Но завтра он будет уже способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок — а в этом и состоит наша цель. Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Но именно участие, а не следование чужим требованиям, не бездумное подражание поступкам других. Иначе никакого развивающего воспитания не получится.
Анализ педагогической и психологической литературы позволил конкретизировать показатели готовности младших школьников к проектной деятельности. По мнению многих отечественных психологов и педагогов, эффективность использования того или иного проекта, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, стилем общения, формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание и воспитание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов”. Кроме того, отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование умственных действий с 1-го по 4-й класс осуществляется через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является развернутая, содержательная, дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для развития и воспитания младшего школьника в процессе обучения.
В практике работы школы по формированию умений эффективного общения выделены наиболее значимые проекты, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству.
Взаимодействие – совместная деятельность людей для достижения определённой цели. На наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия ориентировано сотрудничество.
Сотрудничество – это стиль взаимодействия участников в совместной деятельности. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей, и это – наша главная цель.
Проекты, направленные на обучение детей взаимодействию и сотрудничеству, должны соответствовать требованиям:
- дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый в одиночку;
- содержание проектов должно быть интересно детям;
- проекты должны быть доступны по уровню сложности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также принимая во внимание опыт работы коллег, мы считаем, что реально и целесообразно его применение в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста, используемые в нашей школе.
Весьма распространённый и любимый учителями 1 и 2 классов вид проектов - это проекты с совместно – индивидуальной деятельностью. В ходе работы над проектом дети выполняют индивидуальные задания, которые потом объединяются так, что они образуют единое целое и дети представляют выполненную работу. Например: поезд, составленный из вагончиков; город, собранный из домов; букет, сложенный из цветов, сделанных по технике оригами…Такие проекты могут использоваться на любом уроке, таким образом обучение сотрудничеству происходит параллельно с освоением стандартных школьных предметов практически без затрат дополнительного времени. С точки зрения обучения детей сотрудничеству такие проекты позволяют создавать у учащихся мотивацию взаимодействия. Учитель, со своей стороны, планирует результат проекта так, чтобы новое качество коллективной деятельности (по сравнению с арифметической суммой индивидуальных результатов) проявилось как можно ярче, т.е. композиционно объединить работы. Индивидуальные аппликации вагончиков превращают в единое целое рельсы и паровоз, заранее сделанные учителем; дома, сконструированные детьми, объединяются в город за счет тог, что устанавливаются на подготовленную учителем площадку с намеченными улицами и площадями; однокоренные слова – схемой «Дерева слов»…
Второй тип проектов - проекты по созданию совместных композиций. Этот тип проектов похож на первый, но здесь композиционное объединение элементов решают сами дети. Поиск способа композиционного объединения элементов в одно целое и составляет содержание взаимодействия ребят. При защите проекта каждый может описать свой участок работы, свои идеи и процесс согласования, обсуждения совместной деятельности.
В ходе выполнения таких проектов дети учатся:
- обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;
- убеждаться, что в ходе работы над проектом совместно можно добиться впечатляющих результатов;
- принимать тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям.
Третий тип - проекты по конструированию из модулей, где на первом этапе каждый ребёнок в классе изготавливает по определённому образцу некоторое количество одинаковых модулей - «кирпичиков» будущей поделки. Далее все модули объединяются в общий банк. Дети получают только формулировку цели выполнения проекта. Дети сами делятся на группы и организуют творческую работу по объединению модулей по своему усмотрению. Найти способ сложения элементов в единое целое – основное содержание работы. Одной из важных воспитывающих составляющих подготовки к практической части проекта является деление класса на группы. В 1-2 классах можно использовать игровые формы. Например, с помощью разноцветных фишек, которые учитель кладёт на стол цветной стороной вниз. Ученики по цвету распределяются в группы. Учащиеся 3-4 классов делятся сами, при этом детям предлагается выбрать тему работы, которая их больше увлекает, или товарищей, с которыми они предпочитают работать. Такая работа помогает сдружить учащихся, слажено работать в группе, воспитывает нравственные качества.
В одиночку ребёнку трудно заготовить нужное количество модулей, однообразный труд вызывает скуку. Но, главное, подобную работу легче выполнить, обмениваясь идеями. Таким образом, дети убеждаются в большей эффективности коллективной деятельности по сравнению с индивидуальной, что способствует формированию мотивации сотрудничества.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Способные дети могут рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; воспитывается чувство ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, воспитывать коллектив и формировать навыки взаимодействия и сотрудничества.
В заключение хочется отметить, что проектное обучение необходимо использовать как дополнение к другим видам обучения. И, как показывает опыт работы наших педагогов, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах и являться средством духовного сближения и взаимопонимания между всеми участниками учебного процесса.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия, способствующие развитию навыков волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта.
Планны занятия, способствующих развитию навыков волевой регуляции, навыков расслабления и телесного контакта....
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков...
Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.
Обеспечение полноценного личностного, социального и культурного развития ребёнка, подготовка его к дальнейшему развитию и самообразованию, развитие умения самостоятельно оценивать себя, принимат...