Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
учебно-методический материал

Выгузова Лариса Васильевна

В данном материале приведены специальные упражнения для развития мелкой моторкики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мелкая моторика

Цель: снять напряженность мышц кистей рук, развивать их подвижность, гибкость.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки…» писал физиолог И. Павлов.

Игра «Оса»

Выпрямите указательный палец правой руки и опишите им в воздухе круг. То же сделайте левой  рукой. Теперь обеими.

Игра «Ухо, глаз, нос, плечо, голова». Ребенок должен показать.

Присказка (при помощи левой руки ребенок загибает пальчики правой руки  начиная с большого пальца).

-Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот,

Маленький теленок,

 Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

Раз, два, три, четыре, пять

Их не трудно сосчитать.

Игра «Распускающийся цветок»

 из кулака поднимаем палец, начиная с мизинца.

Игра «Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец, мизинец правой руки о мизинец левой  15 – 20 сек.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и обратном порядке. Вначале  упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Три положения рук на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений по 8 – 10 раз.

Упражнение «Ухо - нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

Упражнение на развитие координации движений «Кулак – кольцо»

Левая рука          Правая рука

Кулак                     кольцо бо – у

Кольцо бо-у          кулак

Кулак                      кольцо бо – с

Кольцо бо –с         кулак

Кулак                       кольцо бо –бе

Кольцо бо-бе         кулак

Кулак                        кольцо бо-м

Кольцо бо-м           кулак

Упражнение »Отстукивание ритмических рисунков подушечками пальцев»

Бе-2, с-1, бе-2, с-1 обеими руками

У-2, м-2, у-3 обеими руками

Бо-3, с-1, бо-3 обеими руками

М-2, у-1, м-2 обеими руками

У-2,с-1, у-2, с-1 обеими руками

Бе-3, у-1, бе-3 обеими руками

М-2, бо-2,м-2 обеими руками

Упражнение «Трудные виражи»

У ребенка рисунок с дорожками, по которым он должен приехать к дому карандашом не отрывая руки.

Упражнение «Палочки»

Дети собирают на столе палочки так, чтобы не задевать рядом лежащие.

Упражнение «Узор»

Собрать узор из палочек  по образцу.

Упражнение «Буквы»

Дети собирают со стола буквы по заданию.

Упражнения «Подготовка руки будущего первоклассника»

- руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, безымянный, мизинец. Выполнить поочередно.

- положить руки ладонями вверх,  ребенок поднимает по одному пальцы сначала на 1 руке, потом на другой.

- ладони лежат на столе, ребенок поочередно поднимает пальцы (с мизинца)

- сразу обеих рук начиная с мизинца

- ребенок зажимает карандаш средним и указательным, сгибает и разгибает пальцы.

- положить на стол 10-15 карандашей или палочек, собрать все карандаши, при этом нельзя помогать другой рукой, брать по одному (пуговицы, мелкие детали, фасоль)

- ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

- дайте ребенку 2 небольших шарика  или грецких орехов и попросить покатать между ладонями. Пальцы прямые в одну и другую сторону.

- быстро касаться кончиками пальцев большого пальца на одной руке в одну сторону, начиная с мизинца и в другую сторону, с указательного пальца на 1 руке, на другой, на обеих сразу.

-работа с бумагой, ее используют, чтобы научить ребенка приему отщипывания,  отрывания клочков бумаги. Сначала ребенок отщипывает кусочки от любой части листа бумаги. Делается это большим и указательным пальцами правой руки, большим и средним пальцами, т.е. в ходе отщипывания указательный и средний пальцы работают поочередно. Когда движение освоено, упражнение выполняется по определенному плану: отщипывание  производится с одной стороны листа или кругом листа. Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой.   И чем меньше клочки бумаги, тем больше напряжение пальцев, тем интенсивнее упражняется рука. Можно также мять бумагу и разглаживать ее ладонью; сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.

-работа с мозаикой,  дети выкладывают различные фигуры, дорожки, буквы, слоги и т. п.  Например, строится дорожка из чередующихся цветов – красного и синего. В ходе выполнения этого задания наряду с развитием двигательных функций проводится работа по различению цвета.

Упражнение «Разрезные картинки»

-работа с пластилином, нужно начинать с очень простых заданий: раскатать палочку из пластилина, затем концы слепить – получается колечко, из колечек можно составить цепочку; раскатать рукой шарик из пластилина, распластать шарик, слепить гриб и т.п.

Упражнение «Действия с предметами», дети учатся катать шарики в определенном направлении, бросать шарики или другие мелкие предметы в сосуд с узким горлышком, перекладывать предметы из одной коробки в другую, открывать и закрывать коробки, матрешки,  сжимать резиновые мячики, нанизывать предметы с отверстиями на стержень, нанизывать шары на шнур (бусы)

Развитие координации руки

- дорисуй картинки;

- обведи фигуры, не отрывая карандаш от бумаги и не обводя одну линию дважды;

- продолжи узоры;

- нарисуй такой же узор на второй башенке;

- нарисуй в кругу точно такие же фигурки;

- раскрась одинаковые фигурки одинаковым цветом;

- заштрихуй фигурки;

- обведи картинки по точкам и раскрась их;

- нарисуй рядом такой же точно рисунок по точкам;

- раскрась картинки;

- дорисуй картинки так. Чтобы они стали одинаковыми;

- раскрась попугая;

- раскрась льва.

Развитие графомоторных навыков

- проведи линию по дорожке, не отрывая карандаш от бумаги;

- укрась елочку, соедини бусинки, флажки и снежинки в гирлянды. Поставь точку в серединку каждого флажка, бусинки, снежинки;

- собери бусы на нитку и раскрась;

-помоги бабочкам сесть на цветы, проведи линию от бабочки к цветку, не отрывая карандаш от бумаги;

- помоги капелькам дождя упасть на землю, а цветам вырасти;

- почини забор и дострой домик;

- продолжи узор;

- обведи овощи по пунктиру и раскрась их;

- обведи листочки по контуру и раскрась их;

- нарисуй струйки дождя;

- нарисуй рельсы для поезда;

- обведи фрукты, раскрась, назови одним словом;

- дорисуй предметы и раскрась;

- заштрихуй предметы, какой предмет лишний;

- помоги водителю приехать домой;

- дорисуй колючки и лучики солнышку;

- заштрихуй животных, кто лишний;

- помоги пауку сплести паутину;

- обведи контур дорожки, не отрывая карандаш от листа;

- дорисуй и раскрась платье и платок;

- назови животных, изображенных слева, затем животных, изображенных справа, обведи по контуру и заштрихуй домашних птиц;

- помоги поросятам найти дорогу домой, заштрихуй домики;

- нарисуй внутри больших фигур маленькие;

- помоги бабушке смотать нитки в клубок;

- дорисуй узоры на одежде, что лишнее;

- дорисуй и раскрась огни фейерверка;

- раскрась большие шары синим цветом, а маленькие -  зеленым;

- обведи сугробы и дым из трубы;

- обведи рисунок по пунктиру, не отрывая карандаш от бумаги;

- воздушные змеи улетели и перепутались, соедини веревочкой змеев и их владельцев, выполни штриховку по образцу, укрась ниточки бантиками;

- обведи части будильника по точкам и выполни штриховку по образцу;

- подбери второй сапожок, проведи карандашами разных цветов по линиям дорожкам, выполни штриховку, чтобы получилась пара;

- обведи по контурам животных, назови животных общим словом;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...