Дополнительное образование в школе
статья
Дополнительное образования в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_v_shkole.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дополнительного образования в школе
В последнее время дополнительное образование выделяется как одно из приоритетных направлений и видов деятельности учебного заведения. При этом дополнительное образование ориентируется не только на «среднего» ученика, но и на нестандартных детей.
Дополнительное образование позволяет формировать у ребенка ощущение ценности собственной и чужой личности, самосознание, позволяет ребенку избавиться от привычки действовать только по подсказке. При этом он может удовлетворять свои творческие потребности и интересы, развивать индивидуальные способности. И это все при учете возможности выбора темпа и объема образования, которые ему позволяют умственные и физические данные.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
- Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
- Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
В дополнительном образовании ребенок постигает необходимые ему в будущей жизни сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить следующие направления деятельности:
1. Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
2. Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
3. Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
4. Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
5. Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы. Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.
6. Художественно-прикладное направление. Способствует развитию творческих способностей и раскрытию скрытых талантов. Помогает ребенку понять эстетическое понятие творчества, научить его мыслить нестандартно, проявлять фантазию, мышление, креативность, также очень развивает мелкую моторику, внимательность, усидчивость, способность работать в группе.
Организация дополнительного образования в школе состоит из нескольких этапов: Изучение желаний и потребностей школьников. Данные собираются путем письменного анкетирования и тестирования, устных опросов самих детей и их родителей, проведения педагогического мониторинга качества образованности учащихся на этапе завершения начальной и основной школы. Объединение в группы по интересам, создание кружков, секций и факультативов. Мероприятия разрабатываются в соответствии с количеством желающих и нуждающихся в дополнительных знаниях. Помощь преподавателям и ученикам в определении области обучения. Детям дается свободный выбор направления дополнительного образования. Ведется постоянный мониторинг качества образованности учеников, посещающих дополнительные занятия, отслеживается количество пропусков занятий.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальная школа) – расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, своеобразная «проба сил, навыков, умений и способностей»;
2-ая ступень (средняя школа) – формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
3-я ступень (старшая школа) – достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации [
В настоящее время каждый ребенок посещает кружки, секции, дома творчества. Родители и педагоги стараются раскрыть и развить способности детей к творчеству, труду. Родители понимают роль дополнительных занятий, осознают, что знания, полученные и заложенные в детстве, помогут ребенку в дальнейшем обучении.
Воспитательное воздействие дополнительного образования очень велико. Участие в творческих кружках позволяет каждому школьнику найти себе занятие по душе, которое соответствует его природным наклонностям, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов родителей, ближайшего окружения.
Занятость учащихся во внеучебное время способствует укреплению самодисциплины, умению планировать свое время. Разнообразие направленностей дополнительного образования представляет широкие возможности для расширения и углубления знаний учащихся начальной и основной школы. Дополнительное образование воспитывает, развивает и способствует опосредованной социализации личности ребенка на всех этапах его взросления.
В дальнейшем, творческая профессия предполагает не просто определенных знаний в той или иной области, но и требует таланта человека, фантазии, умения созидать и творить, начало которых закладывается в творческих студиях, коллективах, кружках. Многим нравится творчество, а необходимое условие для творчества – интерес. Главное дать человеку основу, на которой будет продолжаться развитие. В этом и есть главная роль дополнительного образования в школе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы
Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...
Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.
Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в...
Работа дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса
Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключенахоть йота нового, обязано своим п...
Интеграция общего и дополнительного образования в школе как условия последующего саморазвития самоопределения учащихся
Выступление на педсовете....
Модульный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования со школой
Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству ху...
Программа дополнительного образования детей "Школа вожатого"
Программа дополнительного образования детей "Школа вожатого"...
Дополнительное образование. Курс_Школа развития речи. 2 класс. Рабочая тетрадь. Автор Соколова Т.Н.
Дополнительное образование. Курс "Школа развития речи". 2 класс. Рабочая тетрадь. Автор Соколова Т.Н....