Модульный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования со школой
статья на тему
Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству художественно-эстетического воспитания и социального развития детей в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Развитие творческой активности учащихся во внеурочной деятельности на примере модульной дополнительной образовательной программы "Рукодельница"
И.И. Володина
Модульный подход к организации взаимодействия
учреждения дополнительного образования со школой
Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству художественно-эстетического воспитания и социального развития детей в начальной школе.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, внеурочная деятельность, начальная школа, декоративно-прикладное искусство, ручной труд, художественно-эстетическое воспитание.
Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности учреждений дополнительного образования, как открытой социально-педагогической системы. Государственная политика в этой области отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентирует на построение новой системы дополнительного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов, согласно которым на внеурочную деятельность выделяется 10 ч, многие школы обратились за помощью в учреждения дополнительного образования, чтобы привлечь квалифицированных специалистов для обеспечения учебных часов. В данном случае дополнительное образование детей рассматривается как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей школы в области различного рода образовательных услуг, в том числе и дополнительных.
Но главное предназначение дополнительного образования заключается в создании условий для постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Для полноценного развития ребенка необходимо обеспечить условия, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией.
Часы, проведенные учеником в стенах школы, – это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации. Именно свободное время – время для себя – может стать ресурсом индивидуального развития, если дополнительное образование выступит условием, при котором данный ресурс способен превратиться в личностный потенциал.
Стандарты нового поколения вводятся постепенно, в начальной школе и затем в основной общеобразовательной школе. И в связи с этим появляется возможность простроить различные модели непрерывного развития и социализации личности в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования.
Важнейшую роль в процессе обновления образования играет начальная школа, призванная заложить в ученике фундамент основных инструментов изменения себя как субъекта учения и развития, способного осуществлять самоуправление в обучении и саморазвитии.
В связи с этим особое значение приобретает воспитание мотива самообучения у младшего школьника, наличие которого обеспечивает его успех в дальнейшем развитии и продвижении.
Внеурочная деятельность в составе школьного учебного плана может иметь разнообразную направленность – от игровой, досугово-развлекательной, познавательной до проблемно-ценностного общения и социально значимой деятельности. Кроме того, внеурочная деятельность может быть реализована в разнообразных кружках и объединениях детей по интересам. Задача педагогов на этом этапе – показать веер возможностей проведения интересного и продуктивного досуга, дать шанс испытать себя в разнообразных направлениях.
Мы предлагаем рассмотреть одну из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству художественно-эстетического воспитания и социального развития детей в начальной школе.
Комплексная программа «Рукодельница» построена по модульному принципу, что позволяет использовать ее для организации внеурочной деятельности учащихся, имеющих разный опыт, уровень художественно-творческой деятельности и интересы в этой области.
Нет необходимости доказывать значимость раннего развития художественно-творческой активности учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Важно отметить, что увлеченность творческой деятельностью детей младшего школьного возраста сама не возникает произвольно, она создается, программируется педагогом при поддержке и глубокой заинтересованности учащихся. Художественное творчество требует не только знаний, умений и навыков в создании художественного образа, но и душевного самовыражения, которое занимает особое место в художественно-творческой деятельности ребенка. В соответствии с этим в системе художественного образования и эстетического воспитания детей особенно актуальны вопросы развития художественно-творческой активности личности; ее духовного потенциала с помощью изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Известно, что изобразительное декоративно-прикладное искусство по причине своих специфических возможностей и особенностей создает особые педагогические условия для личностного освоения культурного наследия, может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественно творческой активности школьников. Вот почему и сегодня очень важно в процессе обучения изобразительному прикладному искусству обращаться к разнообразным видам и жанрам художественно-творческой и декоративно-прикладной деятельности. Используя их педагогический потенциал, учащийся может проявить себя в том или ином направлении декоративно-прикладного искусства и наиболее удачно реализовать свою художественно-творческую активность исходя из собственных возможностей.
Комплексная модульная программа предлагает создать эффективную целенаправленную систему вхождения юного человека в мир декоративно-прикладного искусства.
Отличительной особенностью программы является идея синтезировать различные области декоративно-прикладного творчества (соленое тесто, изонить, вышивка лентами, войлоком и другими текстильными материалами) и изодеятельности (основы графики, живописи, композиции и цветоведения). Это дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину.
Цель программы: развитие творческой личности, способной к самореализации в разных направлениях декоративно-прикладного творчества, формирование ценностных ориентиров.
Задачи:
- развить кругозор и интерес к декоративно-прикладному творчеству, к традициям и культуре русского народа;
- обучить технологиям работы с новыми для ребенка материалами;
- пробудить интерес к самостоятельной работе по поиску необычного материала в области декоративно-прикладного творчества;
- развить индивидуальные творческие способности, художественный вкус;
- сформировать нравственные принципы, патриотические чувства;
- воспитать активную жизненную позицию, сформировать навыки участия в жизни коллектива, проявления своих лучших качеств.
Возрастной диапазон обучающихся в детских объединениях может быть расширен с обязательным усложнением или упрощением изделий, выполняемых детьми в рамках обозначенных тем учебного плана. Занятия можно проводить как фронтально, со всем коллективом, так и разделив класс на две подгруппы, учитывая уровень сформированности художественно-творческих навыков и выбор детей.
Учебно-тематический план каждого модуля может быть рассчитан на 18, 36, 72 ч. Количество учебных часов связано с интересами и запросами школьников. При увеличении часов учебно-тематического плана каждого модуля увеличивается количество занятий, отводимых на ту или иную тему. Это значит, что дети могут выполнить большее количество простых изделий или то же количество работ, но более сложных в исполнении, посвятить время изготовлению коллективных, выставочных и конкурсных изделий, созданию работ, руководствуясь воображением, фантазией.
В течение учебного года возможно обучение с использованием одного или нескольких модулей, а также их чередование в произвольном порядке в зависимости от возраста, подготовки обучающихся и их заинтересованности. К основным модулям программы относятся следующие: поделки из соленого теста, изонить, валяние войлока, вышивка лентами.
Соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично. Изделия из него сушат либо в духовке, либо просто на воздухе. А если их покрыть лаком, то они сохраняются надолго.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей. Этому виду творчества дано современное название – тестопластика.
Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста могут быть прекрасным подарком и украшением интерьера (рис. 1).
Изонить вводит детей в удивительный мир творчества. Занятия предусматривают развитие у них изобразительных, художественно-конструктивных навыков, творческой индивидуальности.
Изображение нитью или вышивка по картону, как способ выявления творческих способностей, является одной из современных, недавно появившихся несложных техник. Изонить имеет явные преимущества перед другими видами вышивок, так как, несмотря на простоту техники, ее потенциальные возможности практически не ограничены. Изонить позволяет делать изящные картины, рамки для фотографий, открытки и другие декоративные изделия (рис. 2). Ребенку в работе легко проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Валяние войлока. Работы из художественного войлока все чаще украшают нашу современную жизнь наравне с другими видами прикладного искусства, соседствуя с живописью, украшениями из камня, дерева и металла, одухотворяя и «утепляя» современные жилые и общественные интерьеры (рис. 3). Войлок и войлоковаляние – древнейшее текстильное искусство, которое в современный период переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает неожиданные креативные решения – например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.
Современный художественный войлок – это изобразительное произведение, созданное не красками на холсте, а цветной непряденой шерстью на некой основе – своего рода живопись цветным волокном на текстильной основе.
Занятия художественным войлоковалянием дают ребенку безграничное поле деятельности для воплощения своих творческих замыслов.
Вышивка лентами. С давних времен узкие полоски ткани применялись людьми в повседневной жизни и хозяйственной деятельности. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетали в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветные ленты присутствовали в отделке одежды, мебели, предметов интерьера.
В течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки лентами. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и большой успех! Изучив различные виды швов, дети без труда смогут их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи (рис. 4).
Воспитание и обучение по программе осуществляется по принципу от простого к сложному. Участие преподавателя в создании поделок и композиций происходит контекстно – дети получают информацию и примеры, которые необходимы им для воплощения собственного замысла и соответствуют их возрасту, представлениям о мире. Выполненные изделия функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, подарить или представить в качестве экспонатов на выставке.
С первых дней занятий дети начинают понимать, что окружающие предметы, животных, растения, людей можно изобразить, используя базовые формы (круг, овал, цилиндр и т. д.). С помощью декоративных приемов и техник любое изображение привычных вещей может стать художественным произведением. У школьников развиваются воображение и индивидуальный творческий подход к созданию собственных художественных произведений. Работа в коллективе формирует коммуникативные навыки, терпимость, доброжелательность и уважение к труду других детей. Школьники приобретают навыки пользования различными инструментами, учатся бережному отношению к вещам. Знакомясь с культурными традициями нашего народа, ребята испытывают чувство причастности к ним. У детей формируется гражданская позиция.
Обучение по программе «Рукодельница» дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное для себя направление и максимально реализоваться в нем. Преимущество программы в том, что она не задает жестко регламентированного темпа развития. Каждый ребенок идет по индивидуальной траектории сообразно его темпам развития.
Предложенная программа является одним из примеров для создания модульных программ различной направленности, которые могут быть использованы в основной школе в разделе внеурочной деятельности. Модульное построение программ дает возможность педагогу на основе принципа вариативности в течение учебного года познакомить детей с различными направлениями, что в будущем позволит выбрать ребятам одно из них для дальнейших более глубоких занятий, но уже в детском объединении или студии.
Литература
1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы. – М.: Дрофа, 2000.
2. Неменская Л.А. Каждый народ – художник, 4 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2000.
3. Величкина Г., Шпикалова Т. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4. Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
5. Дорожин Ю. Сказочная Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
6. Дорожин Ю. Филимоновские свистульки. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
7. Дорожин Ю. Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
8. Дорожин Ю. Жостовский букет. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
9. Морозова О. Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
10. Орлова Л. Хохломская роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
11. Носова Т. Узоры Полхов-Майдана. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
12. Носова Т. Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
13. Неретина Л. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии, фольклору, 2 класс. – М.: Владос, 2008.
14. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 класс. – М.: Владос, 2008.
Валяние шерсти. Работы из художественного войлока все чаще украшают нашу современную жизнь наравне с другими видами прикладного искусства, соседствуя с живописью, украшениями из камня, дерева и металла, одухотворяя и «утепляя» современные жилые и общественные интерьеры (рис. 3). Работа с непряденой шерстью – древнейшее текстильное искусство, которое в современный период переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами работы с шерстью и изобретают новые. Войлок рождает неожиданные креативные решения – например, входят в моду аксессуары и украшения , картины и панно из цветной непряденой шерсти .
Современный художественный войлок – это изобразительное произведение, созданное не красками на холсте, а цветной непряденой шерстью на некой основе – своего рода живопись цветным волокном на текстильной основе.
Занятия художественным войлоковалянием дают ребенку безграничное поле деятельности для воплощения своих творческих замыслов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе
Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...
Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС
quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....
Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе
реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....
Компетентностный подход в организации учебного процесса в начальной школе
Работа по теме самообразования....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ.
В статье говорится о современных подходах к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Комплексное применение современных подходов имеет большое значение в организации учебного процесса....
««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»
Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие». Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...
«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»
Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-инт...
- Мне нравится (1)