Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности
статья
В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического здоровья школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности | 17.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
в педагогической деятельности
Общепринято, что здоровье–это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического здоровья школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучение – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
Средства и методы
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачии не требует больших материальных и временных затрат
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
• выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
• правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);
• применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
• создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;
• соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Список используемой литературы:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.
2 Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель Москва 2003.
3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии современной школе», Москва, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"
В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....
Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"
Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы». Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической практике
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе актуальны здоровьесберегающие технологии, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, ...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"
В презентации отражён опыт работы учителя по данной теме. Цель работы: создание здоровьесберегающего пространства, в котором труд, учеба и общение приносят удовлетворение и радость.В работе приведены ...
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются: гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения);lдетские стрессы (нервные расстройства вс...
Курсовая работа "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе школы"
В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора...
Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе.
Здоровьесберегающие подходы и технологии в дошкольном образовании применительно к ребенку. Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника....