Памятки проблемного обучения
материал

Мацкевич Наталья Сергеевна

Проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_probl_obucheniyano1.docx13.85 КБ
Файл pamyatka_problemnogo_obucheniya.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

1 этап

Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Выполняются следующие действия:

  • Внимательно читаем вопрос.
  • Ищем условие и требование вопроса.
  • Определяем, что дано в условии и что нужно найти.
  • Выясняем, что уже известно об этом объекте или явлении и какие причинно-следственные связи его объясняют.
  • Сопоставляем знания ранее полученные и новую информацию.
  • Выясняем сопоставление, противоречие, скрытое в вопросе.

2 этап

Формулирование гипотезы.

  • Высказываем предположение о причинах возникновения явления или объекта.
  • Формулируем гипотезу.

3 этап

Доказательство гипотезы.

  • Ставим новый вопрос, исходя из предположений, выдвинутых в гипотезе.
  • Отвечаем на поставленный вопрос.
  • Проверяем ответ, если это возможно.

4 этап

Общий вывод. Отвечаем на вопросы.

  • Какие ты получил новые знания?
  • Что ты узнал о причинно-следственных связях, которые объясняют этот объект или явление?



Предварительный просмотр:

Памятка по организации проблемного обучения

Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.

Условия для создания проблемной ситуации:

  1. Субъективное понимание целей, отношение к объекту изучения.
  2. Видение неопределённости, существующей в явном или скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно.

Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировке учебной проблемы.

Моделирование учебной проблемы связано с рядом предварительных действий:

* педагогической разработкой конкретной задачи обучения и воспитания;

* анализом содержания учебного материала;

* анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;

* установлением соответствия между уровнем сложности учебной проблемы и подготовленности учеников к её решению.

Действия учителя по организации

Проблемного обучения.

1. Формирует проблему в виде вопросов или задания.

2. Проектирует педагогическое управление решением учебной проблемы со стороны учащихся, для чего разрабатывает методику руководства учебными действиями, составляет инструктивную часть задания.

3. Создаёт методический аппарат по корректировке ошибок, которые могут быть допущены.

4. Составляет систему дополнительных заданий и вопросов для выявления неправильных действий.

5. Определяет способы методической подсказки и педагогической помощи.

6. Организует самоконтроль за выполнением работы посредством серии контролирующих вопросов и заданий.

7. Проверяет выполнение работы, вводит в учебно-педагогический процесс дискуссию по результатам работы.

8. Итоги самостоятельной работы включает в изучение новой проблемы.

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации, но ранг проблемного получают только те вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Проблемная ситуация – основное звено проблемного обучения младших школьников.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически ...

Проблемное обучение . Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противор...

Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»

Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...