Мультимедийные презентации как метод обучения и воспитания младших школьников (из опыта работы)
опыты и эксперименты на тему

Евстифеева Ирина Анатольевна

 

Статья для выступления на ГМО учителей начальных классов.

 В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийные   презентации как метод обучения и воспитания младших школьников.

                                                «Быть с веком наравне» — это требование ко всем сферам человеческой      жизнедеятельности, в том числе — и образованию. Мало того, школа способна и опережать время. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.

Современные младшие школьники – это дети, которые не представляют себе современный мир без информационных технологий. С раннего детства они живут в окружении компьютеров, мобильных телефонов, телевидения. Яркие и привлекательные визуальные материалы для них привычны.    
Как  на уроке вызвать у детей эмоциональный отклик, в том числе самых инфантильных и расторможенных? Как повысить мотивацию учащихся?  Как сконцентрировать внимание учащихся, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе? Какие средства использовать для того, чтобы воспитать  в ребенке самые лучшие личностные  качества?
В настоящее время школы обеспечиваются современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами, доступом  к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно – воспитательный процесс.  В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
 Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. 

Внедрение  компьютерных  технологий  в начальную школу основывается  на учете возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным.  При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.

Современное обучение невозможно представить без компьютерных технологий, технологий  мультимедиа. В число которых входят мультимедийные презентации. Термин «мультимедиа» переводится с английского языка как «многие среды». « Презентация» переводится как « представление».

Такое средство обучения и воспитания, как мультимедийная презентация,  включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты,  звуковое сопровождение.

 Презентация является удобным и эффектным способом представления информации с помощью компьютера, сочетающим  те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта усвоения материала, направлено на облегчение процесса восприятия и запоминания информации на основе ярких образов.

По данным ученых человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно.  Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.    

Мультимедиа уроки наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

 В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа. Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет дидактические функции.

  Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:

  • - дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях   и процессах;
  • - повысить роль наглядности в учебном процессе;
  • - удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
  • - экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.

Презентации уместно применять:

  • - при изучении нового материала, предъявления новой информации;
  • - при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • - при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • - при обобщении, систематизации знаний;
  • - на классных часах  и утренниках;
  • -при проведении внеурочных занятий;
  • - на общешкольных мероприятиях;

-на родительских собраниях

Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • усиливает воздействие выступления.

 

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

 

 Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием данного средства, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и подача мультимедийной поддержки могут быть различны:  от нескольких минут до полного цикла.   

     На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами.  

           Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков. Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.  

  Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно — познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок стал максимально информативным, продуктивным, а главное — незабываемым.

 
Использования презентаций в начальных классах на уроках, во время проведения классных часов, утренников, мероприятий.

   

В своей работе я часто использую презентации как личные, так и созданные моими коллегами. Уроки, где используются презентации, активизируют внимание учащихся, урок становится ярким, насыщенным.
Для создания проблемных ситуаций на уроке, во время проведения физкультминуток, для обобщения изученного материала, получения новой информации, контроля ЗУН,  во время проведения проведения утренников и внеурочных занятий  стараюсь применять  эту современную технологию.

 

1. Окружающий мир.  Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, природные зоны, круговорот воды, изображения наскальных рисунков и древних воинов – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое

2. Обучение грамоте.  Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить , что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

3. Русский язык.  Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Я применяла разнообразные дидактические приёмы : интересные рисунки, грамматические сказки, но хотелось найти такие приёмы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь мне опять пришла на помощь презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

4. Чтение.  Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, пословицы и поговорки, основная мысль, иллюстрации к произведениям - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

5. Изобразительное искусство, технология.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

6. Внеклассная и внеурочная работа.

     Украшением любого праздника, утренника, классного часа становится мультимедийная презентация.  Беседы о дружбе, внутришкольные праздники посвященные Дню Смеха, Дню рождения одноклассника, игровые и развлекательные мероприятия сопровождаются презентациями с  коллективными фотографиями учащихся, фотографиями проведенных ранее мероприятий, веселыми песнями .

      Мероприятия с глубоким эмоциональным смыслом для более проникновенного восприятия  материала также сопровождаю демонстрацией презентаций. Ко Дню Победы совместно с детьми готовили презентацию посвященную односельчанам - участниками ВОВ. Вообще у меня много презентаций посвященных именно Великой Отечественной войне.   Дети должны знать историю своей страны, должны понимать, что мир на земле- это одно из важнейших условий человеческого благополучия.  На утреннике «Прекрасен мир любовью материнской»  готовилась презентация « Мамы всем нужны на свете - и детенышам, и детям», а также « Самым любимым и дорогим посвящается…».  

   

 

 

Заключение:

1) Основная цель применения презентаций  состоит в повышении качества обучения и воспитания. Качество обучения  и воспитания – это, то для чего мы работаем.
2) Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать.
3) Чудеса  творят не компьютеры, а учителя.
4) Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

Использования  мультимедиа-презентаций  на уроках в начальной школе позволило мне:

-  повысить  эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке). 
-  расширить  объем предъявляемой учебной информации, что расширяет кругозор обучающихся;
- улучшить  организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повысить качество контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- повысить  интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшилось качество образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

Я уверена, что ИКТ на уроках  не только возможны, но и необходимы. Применение мультимедиа-презентаций  существенно расширяет возможности современного урока, в чем я еще раз убедились, 

Список литературы:

1. Бердникова А.Н. Роль и значение ИКТ в общем начальном образовании.
http://www.ippolitova.info/index. (26.07.2010г.).
2. Гусева А.И. Методика педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе. http ://
www.academy.it.ru (26.07.2010г.)
3. http://www.uchportal.ru/load/47 . Презентации для начальной школы
4. Концепция информатизации общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)

В последнее время   отмечается  неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

   УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Дифференицированный подход в обучении младших школьников (из опыта работы)

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Дифференцированный подход в обучении ( из опыта работы)...

«Использование метода проектов для творческого развития младших школьников». ( из опыта работы)

    Проектная деятельность совмещает учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности  направлена на дости...