Применение эвристических заданий как способ самореализации младших школьников на уроках.
опыты и эксперименты (1 класс)
Статья посвящена вопросам формирования основ самореализации младших школьников на уроках, рассматриваются примеры эвристических заданий для первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_evristicheskih_zadaniy_na_urokah.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Аммосова Варвара Петровна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32» Городского округа «город Якутск»,
учитель начальных классов
ammosovavp@gmail.com
Применение эвристических заданий как способ самореализации младших школьников на уроках.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам формирования основ самореализации младших школьников на уроках, рассматриваются примеры эвристических заданий для первоклассников.
Ключевые слова: самореализация, младшие школьники, эвристический подход, эвристические задания.
Актуальность проблемы формирование основ самореализации младших школьников обусловлена требованиями Федерального государственного стандарта к достижению личностных результатов образовательного процесса на всех уровнях общего образования. Формирования основ самореализации на уроках в начальной школе являются одним из важнейших компонентов в структуре содержания общего начального обучения, главным фактором развития познавательных интересов и творческой деятельности младших школьников.
Для того чтобы выяснить основные составляющие самореализации рассмотрим само понятие.
Термин «самореализация» не имеет четкого и однозначного определения, и в разных источниках интерпретируется по-разному.
«Педагогический энциклопедический словарь» дает следующее определение самореализации: «это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идёт о самореализации как результате дизсоциального воспитания». [ 1]
Развивать самореализацию важно на всех этапах обучения. Младший школьный возраст располагает значительными предпосылками самореализации на основе творчества. Начало обучения в школе у каждого ребенка – это новый незнакомый мир. С большим интересом первоклассники участвуют в самых разных школьных делах. В сфере обучения проявляется жажда новых впечатлений, интерес, любознательность, желание самим что-то узнать и делать. И я, как первый учитель, должна помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал, обеспечить развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшего формирования основ самореализации и воспитать учащихся.
У великого педагога К.Д Ушинского мы находим истоки анализа проблемы творческой самореализации учащихся. Во многих работах русского педагога, так или иначе, затрагивается проблема самореализации личности «как предполагаемая в самой сущности данного существа». Для нашего исследования размышления классика педагогики представляет ценность, поскольку он обращен к свободе и самостоятельности мысли, осознанию уникальности личности, развитию ее индивидуальности. В видении К.Д. Ушинского творческая самореализация в педагогическом процессе созидательна, если наполнена страданием и «сорадостием», разумом и ответственностью. Выдвинутый в педагогике принцип «свободы развития» [7]предполагает осознание детьми природы своей личности, свободной и само реализующейся.
Наиболее близкими к понятию "самореализация" являются понятия "самоактуализация" и "самоосуществление". Одним из первых, обозначивших проблему самореализации в науке, был представитель гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению А. Маслоу, «самоактуализация — это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни». [3] [4]
Образовательная организация играет значительную роль в жизни учащихся, так как является местом, где он проводит большую часть времени. Это указывает на то, что для успешной самореализации младших школьников необходимо создать все условия для осуществления ими продуктивной жизнедеятельности, ведь каждому необходимо дать возможность проявить свои способности, таланты. Необходимые условия можно достичь благодаря правильной организации урочной деятельности обучающихся, так как она удовлетворяет их потребности в самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм. Особое место отводится практическому содержанию образованию, конкретным способам деятельности, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию, самореализацию. Большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Результаты работ ребята записывают в тетрадь, рисуют в альбоме, затем показывают в виде презентации. Каждый участвует в обсуждении, делает выводы, может исправить или дополнить свою работу.
По мнению Карла Роджерса, самоактуализация — это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти, включая его творческие порывы. Самоактуализирующийся человек — «полностью функционирующая личность»;
[5]его черты очень схожи с чертами ребёнка: он так же самостоятельно изучает и оценивает мир, беря пример с взрослых.
У младшего школьника есть огромное желание совершить свое маленькое открытие. Поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, ребенок хочет его познать. Именно это поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие младшего школьника изначально разворачивалось как процесс самоактуализации. С первого класса такой ребенок отличаются, как правило, тонким восприятием, спонтанностью, переживаниями и креативностью.
Д.А. Леонтьев рассматривает самореализацию как «одну из ведущих движущих сил развитой личности, побуждающих и направляющих ее деятельность».[2] Автор связывает проблему самореализации с вопросами о происхождении, сущности и характере творческих сил человека и возможности их деятельной организации. Д. А. Леонтьев считает, что самореализацию нельзя рассматривать в отрыве от общества и его влияния в целом, а в точности следует брать во внимание отношения индивида с человеческим родом. В школьной и внешкольной жизни учащихся мы замечаем влияние различных факторов (окружающую среду, общество, личностные характеристики) на самореализацию детей. Ребенок, во-первых, осознает свои способности, оценивает себя, свои возможности, во - вторых, у него появляется доверие к себе. Успешную реализацию признают одноклассники, родители, учителя, знакомые ребенка. И все это в значительной степени определяют характер и содержание самореализации личности. Именно этот момент отличает подход Д.А. Леонтьева от концепций других ученых, которые рассматривают личность отдельно от окружающего общества.
На основе рассмотренных нами выше концептуальные позиции педагогики и психологии о самореализации личности, можно сделать вывод, что самореализация личности — это более полная реализация человеком самого себя на основе своих потенциальных способностей и возможностей. Но процесс самореализации представляется нам не достижением определенной вершины – это, прежде всего бесконечный и динамичный процесс развития и совершенствования личности на протяжении всего жизненного пути, который невозможен без участия других людей, в полной изоляции и противопоставлении себя обществу. Самореализация человека – высший идеал его земного бытия. Любая деятельность успешно реализуется при соблюдении определенных условий.
Мы считаем, что в начальной школе необходимо создать педагогические условия для самореализации младших школьников, так как ребенок в возрасте 6-9 лет наиболее проявляет желание себя реализовать в любой деятельности, в том числе и на уроках. Начиная с первых дней обучения, мы формируем у первоклассника само умение учиться. Большинство первоклассников незнакомы с правилами дисциплины, принятыми в школе, они не знают, как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и учителями — и даже как вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучить. Мы не только обучаем детей конкретным дисциплинам, но и занимаемся воспитанием. Вчерашнему дошкольнику прививаем гражданские ценности, доброжелательность в отношении к окружающим, отвечать за свои поступки, готовность действовать самостоятельно и достигать намеченных целей.
А творческое саморазвитие - это сложный, многомерный вид человеческой деятельности (это виды деятельности по самоактуализации, самопознанию, самоопределению, самоуправлению, самосовершенствованию и творческой самореализации), которым можно и нужно обучать. Мы, учителя, обучающую и воспитательную деятельность направляем на стимулирование творческого самосозидания самого учащегося. Творчество в процессе учебы, деятельность и способность каждого ребенка, создающее совсем новое. И применение на уроках эвристических заданий есть способ самореализации младших школьников.
Эвристический подход в обучении младших школьников помогает им открывать что-то новое, ранее неизвестное для детей, увлекает их, возрастает заинтересованность младших школьников к обучению, образовательные цели достигаются легко и эффективно.
Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии образования, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, директор Центра дистанционного образования «Эйдос» А. В. Хуторской пишет, что целью его является «конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания». С 1980-х годов научная школа А.В.Хуторского провели множество исследований в области эвристического обучения, в которых показали, что эвристический подход может стать средством самореализации ученика в процессе его школьного и профессионального образования. Эвристическое обучение выступает одной из составляющих человекосообразного образования. Это главное средство самореализации ученика. [8]
В структуре эвристического обучения А.В. Хуторской выделяет пять элементов:
1) материал, который задается учителем в качестве среды;
2) образовательный продукт ученика;
3) культурно-исторический аналог продукта ученика;
4) деятельностное содержание образования;
5) сводное содержание образования (сумма предыдущих элементов).
Основной характеристикой эвристического обучения является создание учащимися образовательных продуктов в изучаемых предметах и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий в каждой из образовательных областей. О результативности свидетельствуют созданные ими продукты (это может быть исследование, рисунок, схема, картина, проект и т.д.). Продуктом являются и цели, которые школьник ставит перед собой, и стратегии достижения этих целей, и его собственная образовательная траектория. Для оценки результатов сравниваются нынешние достижения учащегося с его прежним уровнем.
Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Главный признак эвристического задания – его открытость, отсутствует ответ, результат его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак – опора на творческий потенциал обучающегося, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей. Следующий признак – наличие в задании актуальной проблемы, противоречия или потребности, касающейся обучающегося и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых заданиях сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учащимися. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.
Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой обучающийся должен использовать самые разные качества своей личности:
- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
- креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
- оргдеятельностные ( способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
В эвристическом задании играет определенную роль все: название; интрига задания, сюжет; доступность для учащихся того возраста, которым оно адресовано; технологичность, четкая формулировка, ориентирующая на создание собственного продукта. Для того чтобы разработать открытое задание, или преобразовать в эвристическое задание стандартное задание учебника, учителю нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата обучающегося, который будет это задание выполнять.
Алгоритм создания эвристических заданий:
1. Название задания (яркое, образное, интригующее)
2.Фундаментальные образовательные объекты (тема, раздел, модуль)
3.Виды деятельности (по А.В.Хуторскому):
а) когнитивные; б) креативные; в) оргдеятельностные
4. Образовательный продукт (поделка, рассказ, схема, ребус, кроссворд, рисунок, сочинение, ответ на вопрос, и т.д.)
5.Методы выполнения задания:
а) прочитай; б) заполни таблицу; в) нарисуй; г) составь; д) придумай
6.Текст задания
7.Критерии оценивания
Примерные эвристические задания [6]
по Азбуке (1 класс)
Задание 1
Тема урока: «Предложение и слово»
Название задания: «Мое предложение»
Текст задания. Придумай предложение, состоящее из одного слова. К этому слову подбери еще одно слово, чтобы получилось предложение. К этим двум словам добавь третье, чтобы получилось новое предложение. Продолжи эту цепочку, насколько сможешь. Для этого можно изменять порядок слов в предложении. Выбери самое удачное предложение, объясни свой выбор.
С этим заданием справилась половина класса. Дети проявили самостоятельность. Все желали прочитать свои предложения. По ходу проверки, исправляли свои ошибки, затем оценивали свои работы. Рисовали смайлики.
Мама. Мама готовит. Моя мама готовит. Моя мама вкусно готовит. Моя мама вкусно готовит обед. Моя мама вкусно готовит обед для нас. Моя мама в воскресенье вкусно приготовила обед для нас.
У детей развивается познавательный интерес к изучению учебного предмета, раскрывается их творческая индивидуальность, они делают первые шаги самооценки своих работ.
Задание 2
Тема урока: «Буква Р»
Название задания: «Буква для моей игрушки».
Текст задания. Представь себе следующую ситуацию: однажды твои игрушки ожили и хотят учиться вместе с тобой. Как ты им объяснишь новую букву «Р»?
Что ты сделаешь, чтобы они запомнили эту букву?
Работа Жени. «Буква похожа на человека, который только левую руку приложил к голову, но не как солдат. Еще можно сказать, что это буква очень похожа на тросточку с ручкой. А когда ты произносишь этот звук, ты должен рычать как тигр: «Р-р-р»».
Дети создали нового, неизвестного ранее продукта (объяснили букву) в результате определённых умственных действий. Проявили самостоятельность, воображение и творчество. Применялся метод «Придумывания».
Примерные эвристические задания по Математике (1 класс)
Тема урока: «Отрезок»
Название задания: «Ты - следопыт»
Текст задания. Исследуй эту геометрическую фигуру. Установи, способы получения отрезка. Найди образцы отрезка в классе. Начерти отрезки в тетради. Сравни их по длине.
Ответы: - « классная доска», « таблицы на стене», « окна», « дверь», « шкафы и полки», «парты», « линейка», « учебники» и т. д.
Задание пробудило интеллектуальную активность обучающихся. В результате выполнения задания проявились такие качества как, использование фантазии, воображения, становление рефлексии, самоконтроля. Первоклассники аргументированно излагали свои примеры, старались выслушать мнения и идеи одноклассников.
Тема урока: «Повторение»
Название задания: «Лучший сыщик»
Текст задания. 1.Выбирают ведущего. Он называет объект, а игроки называют цифры, математические знаки, которые они видят в этом объекте. Побеждает тот, который внимателен и наблюдателен – он увидел и назвал больше всех математических знаков.
2. Сделай рисунок предмета, на котором спрятано не менее 10 математических знаков.
Ответы (рисунки): - « Буква В»- 1 и 3; « Буква З»- 3, «линейка» - знак «- «, «рама на окне»- «+», «Буква М – знаки «<», « >» , «Буква О» - «0», « Буква Ч» - «4», «доска» - «прямоугольник», «плакат по ПДД» - «квадрат» и.д.
Выполняя эти метапредметные задания, первоклассники демонстрируют свою креативность, логичность, уверенность, обоснованность представленной работы. Задания по математике часто опираются на исторические факты, востребуют символотворчество.
Примерные эвристические задания по Окружающему миру (1 класс)
Тема урока: «Что растет на клумбе?»
Название задания: « Цветок- символ»
Текст задания. У многих государств помимо таких атрибутов как флаг, герб, гимн, есть растения-символы. Например, символ Шотландии является чертополох, символ Белоруссии – василек полевой. Придумай цветочный символ для нашего города Якутск. Нарисуй его в любом графическом формате и сделай соответствующие пояснения.
Ответы (рисунки): - « лилия (сардаана», « желтый подснежник», «прострелы(даурский, желтый, многонадрезанный», « ветреница», «роза иглистая (шиповник), «астра альпийская».
Дети создали творческий продукт, используя выразительные свойства художественных материалов. У всех был продукт. Каждый оценивал результат своего труда, и по необходимости и осуществлял необходимую коррекцию, уточнял название своего цветка. При выполнении этого задания обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, творческая деятельность, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между одноклассниками, учатся делать оценку и самооценку творческого продукта.
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?»
Название задания: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Текст задания. Ты, без сомнения, знаешь, что такое Хорошо и что такое Плохо. Нарисуй свои знаки (символы) того, что для тебя является хорошим и плохим. Объясни свои обозначения. Где бы ты разместил эти знаки?
Ответы (рисунки): - « веселый смайлик»- здесь все дарят улыбку, «фотоаппарат и цветок» - фотографируй и не рви цветы, « мусорное ведро и рядом мусор»- не мусори, убери за собой, « драка мальчиков»- кулаками не реши вопрос, «солнышко и цветы» - тут тепло и уютно, «качели и песочница» - место отдыха для детей, «разноцветные флажки» - мы все дружим и.т.
Реализована оригинальная творческая идея, разгадка которой пробуждает интеллектуальную активность и творческую мысль обучающихся с целью создания представляемого образа. Большинство справились с заданием.
Открытые эвристические задания на уроках решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят обучающихся далеко за рамки требований этой системы. Эти задания помогают организовать УУД учеников, проверить и оценивать их результаты в соответствии требованиями ФГОС.
Таким образом, обучающийся сконструировал свое новое знание, а не получил его из готового источника; он основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны; он реально ощутил, что знания, которые дает ему школа (учебное заведение), основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение; он высказал свое мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость; произошло личное приращение ребенка, его знаний, чувств, способностей, опыта.
На уроках в начальной школе используются различные эвристические задания, направленные на формирование основ самореализации у младших школьников. Условием успешности эвристического подхода в обучении младших школьников является направленность учителя и ученика на совместную деятельность, должно быть взаимное доверие, только тогда будет обеспечено личностный успех, уверенность в собственных силах.
Ссылки на источники:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. с. 253;
2. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива постсоветской психологии / Под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - с. 156-176.
3.Лоури Р., «А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет» 1973 с.91
4. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 108
5. http://www.psychologos.ru/articles/view/karl_rodz...
6. Сборники эвристических заданий под редакцией А.В.Хуторского М.2013: Русский язык; Математика; Окружающий мир.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.2., http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,36;fs,1
8. Хуторской А.В. Методология Педагогики. М.2014 с.131-149
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка с применением ИКТ
Наши дети – это уже члены информационного общества. И использование ИКТ на уроках русского языка, позволяет активизировать познавательные интересы обучающихся....
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Креативное мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания нестандартным способом решения задач....
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий
В презентации отображены этапы работы над проектами на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....
«Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Работая в школе много лет, сегодня могу сказать, что результативность учебного процесса в начальной школе зависит от того, насколько правильно используем игровую технологию. Считаю, что игру можно исп...
Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий
Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...
Пути и средства применения эвристических форм и методов обучения на уроке в современной начальной школе
Теоретические и практические аспекты применения эвристического метода в обучении начальной школы...
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...