Soft skills - возможности школы
статья

Вихрова Оксана Владимировна

Достижение новой грамотности - основной путь ответа на вызовы общества и системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vihrova_o.v.soft_skills._-_vozmozhnosti_shkoly.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Soft skills: возможности школы»

Вихрова Оксана Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по начальной школе ГБОУ СОШ №4 Кусто с углублённым изучением французского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов

   Soft skills — это гибкие навыки, которые позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Soft skills — это то, что может «взять с собой» профессионал, меняя отрасль или вид деятельности, это важные для карьеры сквозные навыки, которые повышают эффективность работы и взаимодействия с другими людьми.

   Новая грамотность – целевой ориентир современной школы; ответ на те изменения, которые происходят в обществе. Традиционный уровень образованности, который даёт школа, оказывается недостаточным, чтобы решать проблемы в очень быстро меняющемся мире. Вызовы современного общества, на которые должна реагировать школа:

- неопределённость;

- многозадачность;

- открытость;

- ускорение, быстрота изменений;

- вариативность;

- цифровизация.

   Изменения происходят не только в обществе, но и в самой системе образования. Школа утратила позиции монополиста, перестала быть единственным источником информации. Происходит снижение ценности школьного образования в условиях возрастания требований к уровню образованности; школа не обеспечивает готовности к решению личностно значимых для человека проблем. Одновременно возрастает цена получения необходимых результатов (затраченное время, усилия).

   Основные пути ответа на вызовы общества и системы образования – достижение новой грамотности – таких образовательных результатов, которые помогут повысить личностную значимость школьного образования.

Что подразумевается под понятием «новая грамотность»?

1. Расширение сферы необходимой грамотности:

- финансовая грамотность;

- социальная или гражданская грамотность (включение учащихся в разные виды социальной активности, получение опыта социальных контактов, решения социальных проблем);

- профориентация (не только ознакомление с разными видами профессий, но и способность ориентироваться в меняющемся мире профессий, способность ориентироваться в своих возможностях, понимать проблемы, способность ориентироваться в меняющихся условиях учебной деятельности в ВУЗах).

Наряду с традиционными видами грамотности - языковой, числовой, естественно-научной, ИКТ-грамотностью.

2. Изменение качества учебной деятельности учащихся, стимулирование таких личностных качеств, как:

- инициативность;

- любознательность;

- настойчивость;

- лидерство;

- уверенность в своих возможностях;

- адаптивность;

- социальная и культурная осведомлённость

3.  Формирование универсальных компетентностей, т.е., способов решения проблем в разных сферах деятельности на разных её этапах. Это так называемые компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Почему именно они были выделены в качестве ключевых или основных?

В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Выделенные умения лежат в основе исследовательской деятельности учащихся, являются основой умения учиться автономно и в кооперации с другими.

Навыки XXI века могут быть частью содержания образования на равных правах с обычно изучаемыми предметами или предметными областями. Они рассматриваются как обязательный результат образования наряду с различными видами грамотности, которые школа должна обеспечить своим выпускникам, иначе они окажутся неподготовленными к жизни.

Что понимается под ключевыми компетентностями, формирование которых рассматривается как один из основных целевых ориентиров для современной школы?

  • Как можно определить критическое мышление? 

Основой в понимании критического мышления можно считать подход, сформулированный в работах К. Поппера, прежде всего его «критическую установку», т. е. утверждение, что мы учимся на ошибках, а не посредством накопления данных. Второй важный момент — это понимание того, что наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

Структура критического мышления:

- анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами;

- оценка: умение оценить надёжность утверждений, убедительность доводов;

- объяснение (аргументация): умение объяснить ход своих мыслей / метод, защитить свои выводы;

- выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации;

- саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция.

  • Как можно определить креативность? 

Креативность определяется как способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, ответы на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.

Структура креативности (модель Б. Лукаса):

- любознательность (активный интерес к заданию): интерес к окружающему миру (ситуации задания) и желание узнать больше об окружающем мире (о различных аспектах ситуации задания; высказывает ассоциации); самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

- создание идей (воображение); продуцирование собственных идей. Здесь выделяется два аспекта: оригинальность предложенных идей; гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.

- развитие предложенных идей: оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от неё; умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

  • Как можно определить коммуникацию?

Коммуникация проявляется в умении ученика задавать вопросы одноклассникам и отвечать на их вопросы понятным для них образом, в случае необходимости обращаться за разъяснением того, что оказывается непонятным в сообщениях или рассуждениях, и, в свою очередь, умении разъяснить свои идеи и предложения.

Структура коммуникации:

- готовность к коммуникации (отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос);

- адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнёру (в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнёра);

- убеждающая коммуникация (использование вербальных – словарного запаса и правил языка – и невербальных средств – жесты, мимика, интонация – для достижения цели коммуникации.

  • Как можно определить кооперацию?

Под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Кооперация описывается как умение и готовность обращаться за помощью; выслушивать чужое мнение и соглашаться с другими предложениями даже в ущерб собственным; в ходе работы команды над заданием встраивать свою индивидуальную часть работы в общую работу группы, а также определять свой вклад и оценивать коллективный результат как свой собственный.

Структура кооперации:

- принятие общих целей: умение разделять цели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе;

- социальное взаимодействие (участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды, готовность помочь им; готовность взять на себя ответственность за общий результат;

- выполнение взятых на себя обязательств (готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде; ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата;

- самостоятельность и инициативность (способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи; умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать).

    Очевидно, что формирование новой грамотности  - необходимая часть работы современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы

         Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельн...

Развитие soft skills и интереса к математике в условиях группы продленного дня

В условиях группы продлённого дня создаются условия и ситуации, используются различные педагогические технологии и приёмы для развития soft skills и достижения метапредметных результатов освоения осно...

Развитие Soft Skills при помощи игр на иностранном языке

Softskills, так называемые гибкие навыки, это комплекс важных для карьеры навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с кон...

Soft skills для младшей ступени обучения

Soft skills для младшей ступени обученияВ статье рассматривается вопрос целесообразности и возможности развития гибких навыков на уроках изучения иностранного языка в начальной школе. Автор анализируе...

Ранняя профориентация, развитие soft skills и компетенций XXI века у младших школьников

Тезисы и презентация к выступлению по теме формирования гибких навыков...

Развитие навыков soft skills на уроках английского языка в начальной школе

Мир изменился. На смену индустриальной эпохи пришла эпоха информации и человеческого взаимодействия. Появляются новые отрасли и технологические прорывы. Мир ускоряется, меняется каждую неделю.В услови...