Приёмы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ.
статья

Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_art-pedagogiki_1.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ.

   Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

   Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

   

    Специфические цели арт-педагогики: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

   

    Признаки арт-педагогики:

- использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;

- доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;

- совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;

- «включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации - зрительном, вербальном, кинетическом);

- присутствие педагога рядом с ребенком в процессе их духовного общения (без чего не может более эффективно усваиваться учебный материал), их совместного художественного творчества, восприятия произведений искусства и использование педагогом особых приёмов, помогающих ученику более эффективно осваивать программный материал по различным дисциплинам на внутреннем, глубинном уровне.

     

     Приёмы арт-педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ определяются педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач обучения и воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики учебного предмета, мастерства педагога.

     Они направлены:

 - на формирование у ребенка с ОВЗ эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;

- формирование основ художественной культуры, нравственно эстетических качеств личности детей с различными нарушениями в развитии;

- овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, творческих замыслов;

- обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями развития средствами разных видов искусства;

- организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной, театрализованной).

      Выбор  приемов воспитания и обучения в арт-педагогике определяется:

-  возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

-  их интересами и склонностями;

-  уровнем подготовки;

-  особенностями и степенью отклонений в их развитии;

-  целями и задачами художественного развития детей;

-  спецификой воздействия каждого из видов искусства;

-  формами организации художественной деятельности;

-  объемом и качеством художественной информации;

-  мастерством педагога, его уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.

      В последнее время в арт-педагогике активно используются такие приемы, как: кляксография,  пластилинография,  композиции из цветного песка, рисование солью по мокрому, рисование пальчиками, ладошками; «рисование»  крошкой из сухих листьев, ниткография, «рисование» крупой, изотерапия, песочная терапия, игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, фототерапия, техника каракулей.

     

     Техника каракулей всегда была ценной методикой. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

     

       Пластилинография.  Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.

         

      Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений – и могут получиться замечательные художества.  Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, можно использовать пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.

         

      Рисование пальчиками, ладошками. Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить ребенка радоваться жизни, ну и конечно, развивать его творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем он сейчас думает с помощью красок.

         

       Рассказывание и сочинение сказки.  Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

     Приемы художественного развития в арт-педагогике должны органично сочетаться с методами и приемами коррекционно-педагогической работы.

    Отбор и композиция  приемов обучения и воспитания в арт-педагогике должны, с одной стороны, максимально способствовать художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), а с другой — отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы. Это значительно осложняет работу педагога, который должен мастерски владеть технологией художественно-коррекционного развития, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию детей средствами искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы повышения эффективности коррекционной работы с детьми ОНР

Приемы повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР...

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями

Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....

Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...

Областной семинар-практикум по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"

Программа областнго семинара-практикума по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"...

Приемы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ в ГПД

Приемы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ в ГПД...