Приёмы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ.
статья
Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_art-pedagogiki_1.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ.
Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.
Специфические цели арт-педагогики: формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.
Признаки арт-педагогики:
- использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства;
- доминирование диалога педагога с воспитанниками в образовательном процессе;
- совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности;
- «включение» произведений искусства при изучении самых разных предметов (освоение программного материала на внутреннем, глубинном уровне, в трех модальностях восприятия информации - зрительном, вербальном, кинетическом);
- присутствие педагога рядом с ребенком в процессе их духовного общения (без чего не может более эффективно усваиваться учебный материал), их совместного художественного творчества, восприятия произведений искусства и использование педагогом особых приёмов, помогающих ученику более эффективно осваивать программный материал по различным дисциплинам на внутреннем, глубинном уровне.
Приёмы арт-педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ определяются педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач обучения и воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания и специфики учебного предмета, мастерства педагога.
Они направлены:
- на формирование у ребенка с ОВЗ эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;
- формирование основ художественной культуры, нравственно эстетических качеств личности детей с различными нарушениями в развитии;
- овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, творческих замыслов;
- обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении лиц с отклонениями развития средствами разных видов искусства;
- организацию коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах художественно-творческой деятельности (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, декоративно-прикладной, театрализованной).
Выбор приемов воспитания и обучения в арт-педагогике определяется:
- возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;
- их интересами и склонностями;
- уровнем подготовки;
- особенностями и степенью отклонений в их развитии;
- целями и задачами художественного развития детей;
- спецификой воздействия каждого из видов искусства;
- формами организации художественной деятельности;
- объемом и качеством художественной информации;
- мастерством педагога, его уровнем владения специальными педагогическими технологиями и технологиями художественного развития.
В последнее время в арт-педагогике активно используются такие приемы, как: кляксография, пластилинография, композиции из цветного песка, рисование солью по мокрому, рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев, ниткография, «рисование» крупой, изотерапия, песочная терапия, игротерапия, музыкотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, фототерапия, техника каракулей.
Техника каракулей всегда была ценной методикой. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.
Пластилинография. Принцип данной технологии – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений – и могут получиться замечательные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, можно использовать пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.
Рисование пальчиками, ладошками. Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить ребенка радоваться жизни, ну и конечно, развивать его творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем он сейчас думает с помощью красок.
Рассказывание и сочинение сказки. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.
Приемы художественного развития в арт-педагогике должны органично сочетаться с методами и приемами коррекционно-педагогической работы.
Отбор и композиция приемов обучения и воспитания в арт-педагогике должны, с одной стороны, максимально способствовать художественно-эстетическому развитию (формированию художественной культуры, художественно-творческих способностей, художественно-творческой деятельности), а с другой — отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы. Это значительно осложняет работу педагога, который должен мастерски владеть технологией художественно-коррекционного развития, обеспечивающего компенсацию нарушения и социальную адаптацию детей средствами искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы повышения эффективности коррекционной работы с детьми ОНР
Приемы повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР...
Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с речевыми нарушениями
Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....
Использование специальных нетрадиционных методов и приёмов в ло-гопедической работе с детьми с особыми потребностями
Данные предложенные методы нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка....
Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...
Статья "Использование элементов Монтессори- педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию"
материал из опыта работы...
Областной семинар-практикум по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"
Программа областнго семинара-практикума по теме "Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья"...
Приемы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ в ГПД
Приемы арт-педагогики в работе с детьми с ОВЗ в ГПД...