Образовательный проект
проект

Коньковская Елена Александровна

Исследовательская и проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_proekt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия Олимпионик», Кировского района, г.Саратова

Образовательный проект

Тема: Исследовательская и проектная деятельность

как показатель сформированности

познавательных и регулятивных УУД

Выполнила:

Учитель английского языка

Коньковская Е.А.,

МАОУ «Прогимназия Олимпионик»

Саратов

2020

Введение

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Успех современного человека по большей части может быть определён тем, как он умеет организовать свою жизнедеятельность. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов окружающей действительности. Современный этап развития общества характеризуется направлением на развитие возможностей и способностей личности. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и проблемы и искать пути их преодоления и решения, четко осознавать каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его жизни. 

В наши дни английский язык является международным языком общения и постепенно входит во все сферы общественной жизни, поэтому его изучение поистине актуально. Современный выпускник, владеющим иностранным языком, имеет возможность более быстрого карьерного роста в профессиональной деятельности. В соответствии с этими изменениями методика преподавания английского языка выходит на новый уровень, чтобы соответствовать современным потребностям общества. Урок английского языка становится гибким и разнообразным по технологиям преподавания и насыщенным по использованию новых технических и информационных средств. 

Выбор темы образовательного проекта продиктован современными условиями и требованиями к осуществлению  образовательного процесса. По новому образовательному стандарту у современного учащегося необходимо сформировать определенные умения и навыки, которые и являются для нас приоритетным ориентиром при разработке плана занятия. В условиях введения новых образовательных стандартов задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Таким образом, данный вид деятельность учащихся становится все более актуальным в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, и педагог может отчетливо отслеживать и корректировать процесс формирования УУД. Этим определяется актуальность данной работы. Целью настоящего образовательного проекта является рассмотреть познавательные и регулятивные УУД представлены в процессе исследовательской и проектной работы школьников. В задачи проекта входило:

  1. Рассмотреть понятия «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность».
  2. Рассмотреть УУД в контексте современного образования.
  3. Выяснить,  как познавательные и регулятивные УУД осуществляются в процессе исследовательской и проектной деятельности.

Формирование познавательных и регулятивных УУД в процессе исследовательской и проектной деятельности

  1. Исследовательская и проектная деятельность в концепции современного школьного образования

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. 

Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся (учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным (для учителя – педагогическим) содержанием и практическим смыслом. 

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный  способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это  интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: 

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; 
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения;
  • развивают системное и проектное мышление,
    мышление, способное усвоить знания будущего. Проектное мышление включает в себя фундаментальные методы познания, необходимые для любой созидательной деятельности.
  1. Формирование универсальных учебных действий как важная составляющая учебного процесса

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т.е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Обучающиеся должны достигнуть три группы планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся.

В настоящей работе актуальность представляют познавательные и регулятивные УУД. Остановимся кратко на их характеристике.

Познавательные (общеучебные) универсальные действия (информационные, логические, знаково-символические, постановку и решение проблемы) включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование – преобразование  объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности и включают в себя: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учениками, и того, что ещё не известно; 
  • планирование – определение последовательности между целей с учётом конечного результата; 
  • составление плана и последовательности действий; 
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
  • контроль в форме сличения способа действия и его результатов с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
  • оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
  1. Познавательные и регулятивные УУД в исследовательской и проектной деятельности

Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Все это осуществляется в процессе реализации проектной и исследовательской деятельности.

Целью организации проектной и исследовательской деятельности учащихся является формирование у них умения приобретать знания из различных источников, развитие мыслительной деятельности и практической деятельности, которые служат критерием проверки выдвигаемых гипотез на предмет истинности, позволяют осознать целесообразность деятельности в противовес пассивности, воспитывают активную личность, способную творчески мыслить, решать поставленные задачи и добывать самостоятельно необходимые знания.

В процессе работы над проектом или исследованием формируются следующие элементы проектной и исследовательской деятельности:

  • мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Если мы проанализируем формулировки регулятивных и познавательных УУД, то мы понимаем, что практически во всех элементах проектной и исследовательской деятельности присутствуют те или иные вышеупомянутые УУД.

Регулятивные действия реализуются на основных этапах работы над исследованием или проектом, и от степени их сформированности и продуктивности зависит в конечном итоге успешность проектной и исследовательской деятельности.

Познавательные УУД, в свою очередь, представлены в конкретных действиях на том или ином этапе проектной и исследовательской деятельности.

Заключение

  1. Одним из требований новых образовательных стандартов является грамотная организация и осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся как творческой образовательной или практико-ориентированной работы.
  2. Формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность учащимся не только получить конкретные знания, но и реализовать себя как личность.
  3. Регулятивные и познавательные УУД представлены во всех элементах проектной и исследовательской деятельности.
  4. Условием успешной проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Этому способствуют хорошо сформированные познавательные и регулятивные УУД.

Литература

Проектирование УУД

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- на-Дону.: Изд-во Рост. ун-та, 2003
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека  М.: Смысл, 2007
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008

Метод проектов

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  5. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

Исследовательский метод

  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  4. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.
  5. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  6. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  7. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
  8. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  9. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
  10. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского

Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Образовательный проект "Единство цифры и числа"

Доклад + презентация.Целью исследования проекта явилось разработка методики развивающего обучения при изучении математики в начальной школе.  ...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...