Анализ педагогических идей В.Г. Белинского
статья
Виссарион Григорьевич разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Белинский В.Г. | 66.83 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.Г. БЕЛИНСКОГО
по предложенному плану
Дисциплина: «Педагогика»
1.Виссарион Григорьевич Белинский.
30.05(11.06).1811 г., Свеаборг, сейчас Суоменлинна, Финляндия, - 26.05(07.06).1848 г., Петербург.
2. В России в конце XVIII — начале XIX в. уровень образования был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и другие. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
В конце государственного периода истории русской педагогики в умственной жизни народа образовалось два сильных течения, разделившие между собой образованную Россию: западничество и славянофильство.
В состав русского государства мало-помалу вошло так много разных племён и народностей, что обойтись без заимствования невозможно. Многие в народе противились нововведениям, признавали их не только ненужными, но и вредными для народа, подавляющими его самобытное творчество, его собственный оригинальный уклад жизни и развитие.
В 40-х и 50-х гг. Х1Х в. западничество и славянофильство оформилось, вступили в борьбу одно с другим, выдвинули каждое ряд выдающихся деятелей, которые и сформулировали учения того и другого. Главным догматом славянофилов был такой: русский народ есть народ особенный, своеобразный, который идёт в своём развитии своим особым путём и скажет миру своё слово, более ценное, чем слово других западных народов. Русский народ создаст свою культуру, более глубокую, более совершенную, чем материалистическая и рационалистическая западная культура. Главный догмат западников был таков: русский народ живёт и развивается по тем же законам, по такому же порядку, как и другие народы. Русский народ отстал и от других народов и может сравняться с ними, может превзойти их только в тесном духовном и материальном единении с ними, широко пользуясь всеми культурными благами других народов.
Такие различия и сильные течения нашли своё отражение в педагогических идеях. Представителем в педагогии западничества можно признать В.Г. Белинского.
3. Виссарион Григорьевич разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта.
В центре педагогических размышлений В.Г. Белинского - категория личности. Личность - индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека, определяемое сферой его непосредственных жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух основных факторов: природы (которую в период увлечения немецким идеализмом В.Г. Белинский понимал как форму проявления божественной идеи) и общества, действующего на человека, прежде всего, через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Белинский резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть "чистая доска". Ребёнок, считал Белинский, - это "дерево в зерне", его нельзя заставить приносить "арбузы вместо орехов", и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит главная роль; им решается "участь человека". Социально-историческую роль воспитания Белинский преувеличивал, особенно в начальный период, когда он отдал дань просветительским иллюзиям. Цель истинного воспитания - содействие формированию такой личности, "живоносным" началом которой служит "любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении".
Также В.Г. Белинский подчёркивал важность развития в человеке чувства национального достоинства и любви к родине, заставляющего "пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому". Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим. Поэтому главенствующее значение приобретает нравственное воспитание, которое, неуклонно расширяя сферу нравственного отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во "вторую природу" человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естественной и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту.
Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Белинский не отделял нравственного воспитания от физического. Одним из "первейших элементов человечности" Белинский считал "чувство изящного", придавая большое значение эстетическому воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внешнего облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека. Осуществление человеком творческой миссии невозможно без развития у него истинного взгляда на мир и окружающую действительность, требующую к себе критичного отношения. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Главная роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, которые развивают навыки самостоятельного, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Белинский отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению.
Учить детей, считал Белинский, нужно с 6 лет, следуя принципам систематического и научно обоснованного, а не случайного ("путём игр и забав") обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В младшем школьном возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, основанные на индуктивном пути познания и наглядности, значение которой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Белинский уделял учебной литературе, считая, что учебник должен иметь ясную педагогическую цель, соответствовать уровню современной науки и должен быть написан хорошим литературным языком.
Один из главных образовательных факторов Белинский видел в детском чтении, отводя особую роль детской литературе: "Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон". Он требовал от детских писателей "не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя", а показывать правдиво, "во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе". Выступая против ограничений детской литературы в содержании, Белинский подчёркивал вместе с тем, что избирал "предметы те же, что и для взрослых", писатель должен их "излагать сообразно с детским понятием".
4. Пронизанная идеей всестороннего развития, направление которому задавалось демократическим идеалом личности, педагогическая теория Белинского была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко выступал против ханжества "светского" воспитания, формирующего человека, для которого главное "казаться", а не "быть", равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика которых была составной частью его публицистической деятельности.
Таким образом, целью воспитания В.Г. Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.
Одним из основных положений педагогической теории Белинского является гармоническое развитие человека.
Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным.
Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.
Большое значение в деле нравственного воспитания придавалось им развитию воли, выработке закаленного характера, которые необходимы для того, чтобы вести настойчивую борьбу со злом, отстаивать свои убеждения, не боясь трудностей и препятствий.
Литература:
1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. — М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 496 с.
2. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 399 с.
3. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. – М.: Издательство Владос-пресс, 2006. – 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...
Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"
В докладе раскрывается актуальность использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс с использованием указанного метода на уроках окружающего мира....
Педагогические идеи в практику
Использование инновациоонных технологий в учебной деятельности...
Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»
В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...
Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).
Цель: Содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Презентация Ярмарка педагогических идей: "Воспитательно – образовательный процесс в поликультурном социуме"
Презентация Ярмарка педагогических идей....
Итоги конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» среди педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Ярмарка проводится с целью выявления, распространения эффективного педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содействия професс...