Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
статья
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия по информации с разных источников - это
в переводе с лат. – «обращение назад»;
словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;
толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой);
в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии:
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
цель занятия;
содержание и сложность учебного материала;
тип занятия;
способы и методы обучения;
возрастные и психологические особенности учащихся.
При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию рефлексии:
Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния, например, «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».
Для оценки групповой работы использую прием «Комплимент». В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Моё благодарственное слово является завершающим. При этом я выбираю тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому учащемуся.
В случае использования рефлексивного приема «Светофор». Ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Зелёный – поучительно. Жёлтый – понравилось, но не всё. Красный – дело не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – плюс, минус. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения, поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на занятии. Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой, потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее цели на конкретном учебном занятии.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения бланков. Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:
возрастные особенности учащихся и состав класса. Например, методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;
особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, углубленное изучение математики, информационных технологий требуют рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности;
необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к процессу обучения и при помощи чего?.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);
развивает инициативность, креативность и активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Дифференцированное обучение.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения
Изучение с помощью учителя или самостоятельно
Выбор формы обучения
Работа индивидуально, в паре, в группе
Работа в классе или на учебной прогулке
При применении данного метода повышается мотивация получения высокой отметки у обучающихся среднего и старшего звена, что формирует адекватную самооценку учебных достижений, уверенность в своих силах и вследствие чего выбор поля для ответа «место на оценку».
Коллективные формы обучения
Созданию ситуации успеха также способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы обучающихся: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Сочетание репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Метод проектов
Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, в мотивации своей деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Безусловно, чтобы урок был успешным, он должен быть адаптивным. Если для участников образовательного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация процесса обучение, правильно подобрано содержание учебного материала, использованы целесообразные формы организации урока и эффективные методы обучения, прослеживаются разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, организована комфортная вещественно–пространственная среда, - то это будет способствовать успешности урока и обучения в целом.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Попробуем ответить на вопрос: Как часто нужно хвалить?
Бывает, что один педагог не скупится на похвалу, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально педагогом и конкретно для каждого ребенка.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.
Золотые правила учительской похвалы
Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.
1.Хвалите за старательность!
2.Хвалите действия, а не личность!
3.Четко обозначайте, за что хвалите!
4.Хвалите в меру и по делу!
5.Хвалите не только «любимчиков»!
6.Останавливайтесь на хорошем!
7.Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
8.Хвалите без сравнений!
9.Подкрепляйте похвалу!
10.Запаситесь «Я-посланиями»!
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. . Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!
Ведя ребёнка к успеху нужно помнить, что успешный ученик – это не просто успевающий, это здоровый, радостный, счастливый ученик. Он учится играючи. Он любит свою семью и любит ходить в школу. Ему интересно и комфортно в школе.
Учеба – это, конечно, серьезно, но не до слез. На каждом уроке должна присутствовать радость познания, радость открытия, ведь сегодняшний успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
В настоящее время в системе образования уделяется много внимания контролю профессионализма учителя. Множество работ посвящено тому, что учитель должен в профессиональном плане. С каждым годом появляются новые стандарты, которым учителю необходимо соответствовать. Вместе с тем удовлетворенность трудом и профессией, а также психологическое благополучие личности учителя остается его собственной заботой. Важность психологического благополучия учителя для системы образования сложно переоценить. Только психологически благополучный учитель может создавать психологически безопасную, развивающую образовательную среду. Психологически благополучный учитель способен создать условия для гармоничного развития личности ученика, а также для психологического благополучия ученика личным примером.
Проблеме психологического благополучия учителя посвящено множество исследований. Важность достижения и поддержания психологического благополучия учителя объясняется тем, что педагог является личным примером психологического благополучия для своих учеников. Психологическое благополучие учителя оказывает позитивное влияние на здоровье обучающихся. При наличии высокого уровня психологического благополучия обеспечивается эффективная передача учителем эталонов нормативного поведения.
Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа – психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа – социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа – поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Чувства - высший продукт культурно - эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
Можно ли защититься. Профилактика эмоционального выгорания
Профилактика синдрома эмоционального выгорания — это расслабление, любые его методики:
Взять паузу и побыть наедине с собой, в покое, в защищенности и уюте. Нужно безопасное пространство, чтобы собраться с силами.
Укреплять тело и отвлекаться на физическую активность — йогу, спорт, прогулки на природе.
Больше хвалить себя за победы и достижения, больше ценить себя. Применять самогипноз, аутогенную тренировку, медитации.
Выписать по порядку свои цели, сосредоточиться на главном, а остальное на время отбросить.
Проводить больше времени с друзьями, близкими, людьми, которые вас поддерживают и любят.
Обратиться за помощью к специалистам, если состояние не улучшается.
Накапливать ресурсы, начиная с мелочей — утренней чашки кофе, возможности одеть то, что нравится, есть, то, что хочется.
Обычно люди естественным образом применяют методы профилактики эмоционального выгорания — все мы время от времени встречаемся с друзьями или меняем обстановку. Иногда об этом нужно просто вспомнить. Слушайте себя, доверяйте себе и будьте смелее в своих желаниях!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksivnye_priemy_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
На учебном занятии рефлексия — это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия по информации с разных источников - это
в переводе с лат. – «обращение назад»;
словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание;
толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой);
в современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Краткие (основные) рекомендации при организации рефлексии обучающихся на учебном занятии:
Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
цель занятия;
содержание и сложность учебного материала;
тип занятия;
способы и методы обучения;
возрастные и психологические особенности учащихся.
При выборе приемов рефлексии и их комбинаций, а также при определении места рефлексии в плане занятия педагогу следует учитывать классификацию рефлексии:
Исходя из определения понятий, рефлексию можно разделить на три группы, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния, например, «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
Младшим школьникам часто предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).
Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах.
Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».
Для оценки групповой работы использую прием «Комплимент». В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Моё благодарственное слово является завершающим. При этом я выбираю тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому учащемуся.
В случае использования рефлексивного приема «Светофор». Ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Зелёный – поучительно. Жёлтый – понравилось, но не всё. Красный – дело не понравилось. Можно также использовать карточки со знаками – плюс, минус. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия в конце занятия – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе урока. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству учащихся и демонстрационная схема. Инструкция учителя: «Составьте цветограмму занятия по данной схеме»
Проведение рефлексии на начальном этапе может вызвать затруднения, поэтому обучающихся следует «приучать» к данному виду деятельности на занятии. Удобнее всего выстраивать эту работу поэтапно: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Сначала — всей учебной группой, потом — в малых группах или работа в прах, затем — индивидуально. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой. В дальнейшем педагог успешно сможет комбинировать различные виды рефлексии в зависимости от ее цели на конкретном учебном занятии.
Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности учащихся будет проводиться системно.
Следует помнить, что письменная рефлексия – самая сложная и занимает больше всего времени, скорее уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Педагогу не стоит слишком увлекаться при выборе приемов рефлексии и применять все существующее разнообразие. Выберите один-два варианта (в зависимости от цели), чтобы обучающиеся привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок, цветов, жестов или правил заполнения бланков. Имеет смысл определить единое значение символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию, способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
Любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:
возрастные особенности учащихся и состав класса. Например, методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;
особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, углубленное изучение математики, информационных технологий требуют рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности;
необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к процессу обучения и при помощи чего?.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);
развивает инициативность, креативность и активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Дифференцированное обучение.
Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения
Изучение с помощью учителя или самостоятельно
Выбор формы обучения
Работа индивидуально, в паре, в группе
Работа в классе или на учебной прогулке
При применении данного метода повышается мотивация получения высокой отметки у обучающихся среднего и старшего звена, что формирует адекватную самооценку учебных достижений, уверенность в своих силах и вследствие чего выбор поля для ответа «место на оценку».
Коллективные формы обучения
Созданию ситуации успеха также способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы обучающихся: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Сочетание репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно–поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Метод проектов
Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. При работе над проектами учитываются возрастные особенности школьников. Чем старше ребята, тем сложнее темы для разработки проекта.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. В следствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, в мотивации своей деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Безусловно, чтобы урок был успешным, он должен быть адаптивным. Если для участников образовательного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация процесса обучение, правильно подобрано содержание учебного материала, использованы целесообразные формы организации урока и эффективные методы обучения, прослеживаются разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, организована комфортная вещественно–пространственная среда, - то это будет способствовать успешности урока и обучения в целом.
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Попробуем ответить на вопрос: Как часто нужно хвалить?
Бывает, что один педагог не скупится на похвалу, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально педагогом и конкретно для каждого ребенка.
Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Задача учителя – постоянно находить хорошие поводы для словесного поощрения своих воспитанников.
Золотые правила учительской похвалы
Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.
1.Хвалите за старательность!
2.Хвалите действия, а не личность!
3.Четко обозначайте, за что хвалите!
4.Хвалите в меру и по делу!
5.Хвалите не только «любимчиков»!
6.Останавливайтесь на хорошем!
7.Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
8.Хвалите без сравнений!
9.Подкрепляйте похвалу!
10.Запаситесь «Я-посланиями»!
Похвала – очень действенный, важный и тонкий инструмент в правильном воспитании детей. . Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная. Ищите повод похвалить своих воспитанников, и вы обязательно его найдете!
Ведя ребёнка к успеху нужно помнить, что успешный ученик – это не просто успевающий, это здоровый, радостный, счастливый ученик. Он учится играючи. Он любит свою семью и любит ходить в школу. Ему интересно и комфортно в школе.
Учеба – это, конечно, серьезно, но не до слез. На каждом уроке должна присутствовать радость познания, радость открытия, ведь сегодняшний успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
В настоящее время в системе образования уделяется много внимания контролю профессионализма учителя. Множество работ посвящено тому, что учитель должен в профессиональном плане. С каждым годом появляются новые стандарты, которым учителю необходимо соответствовать. Вместе с тем удовлетворенность трудом и профессией, а также психологическое благополучие личности учителя остается его собственной заботой. Важность психологического благополучия учителя для системы образования сложно переоценить. Только психологически благополучный учитель может создавать психологически безопасную, развивающую образовательную среду. Психологически благополучный учитель способен создать условия для гармоничного развития личности ученика, а также для психологического благополучия ученика личным примером.
Проблеме психологического благополучия учителя посвящено множество исследований. Важность достижения и поддержания психологического благополучия учителя объясняется тем, что педагог является личным примером психологического благополучия для своих учеников. Психологическое благополучие учителя оказывает позитивное влияние на здоровье обучающихся. При наличии высокого уровня психологического благополучия обеспечивается эффективная передача учителем эталонов нормативного поведения.
Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Симптомы профессионального выгорания
Первая группа – психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа – социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа – поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Чувства - высший продукт культурно - эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся, когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
Можно ли защититься. Профилактика эмоционального выгорания
Профилактика синдрома эмоционального выгорания — это расслабление, любые его методики:
Взять паузу и побыть наедине с собой, в покое, в защищенности и уюте. Нужно безопасное пространство, чтобы собраться с силами.
Укреплять тело и отвлекаться на физическую активность — йогу, спорт, прогулки на природе.
Больше хвалить себя за победы и достижения, больше ценить себя. Применять самогипноз, аутогенную тренировку, медитации.
Выписать по порядку свои цели, сосредоточиться на главном, а остальное на время отбросить.
Проводить больше времени с друзьями, близкими, людьми, которые вас поддерживают и любят.
Обратиться за помощью к специалистам, если состояние не улучшается.
Накапливать ресурсы, начиная с мелочей — утренней чашки кофе, возможности одеть то, что нравится, есть, то, что хочется.
Обычно люди естественным образом применяют методы профилактики эмоционального выгорания — все мы время от времени встречаемся с друзьями или меняем обстановку. Иногда об этом нужно просто вспомнить. Слушайте себя, доверяйте себе и будьте смелее в своих желаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
как организовать интересно работу детей на уроке...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...
"Рефлексивные приемы педагогической деятельности"
В условиях обновления жизни к педагогу предъявляются большие требования.В своей профессиональной деятельности педагог с помощью различных средств воздействия решает многие задачи обучения и воспитания...
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают клю...
Рефлексивные приемы педагогической деятельности
Рефлексивные приемы педагогической деятельности.Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия (УУД), где обучающиеся овладевают клю...
Мастер-класс для педагогического коллектива "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: представить педагогическ...