Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»
статья

Губанова Надежда Петровна

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П.Фархутдинова»

Сахалинской области, Поронайского района 

Научно-методическая разработка:

«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ  – один из путей развития познавательного интереса учащихся»

                                         Губанова Надежда Петровна

            учитель начальных классов

                                высшей категории

2021  г.

ОГЛАВЛЕНИЕ РАБОТЫ:

  1. Введение …………………………………………………3 - 4
  2. Глава 1: Анализ теоретических аспектов из литературных источников и жизненных наблюдений.                                5 - 8
  3. Глава 2: Результаты эмпирического метода исследования из педагогического опыта  работы учителя.                         9 - 26
  4. Заключение ………………………………………………27-28
  5. Список литературы ……………………………………..29
  6. Приложение ……………………………………………...30-31

ВВЕДЕНИЕ

Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования  требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы выбрать из уже известных проверенных практикой методов и приемов наиболее целесообразные, наиболее эффективные. Еще прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.

В базисном учебном плане школы просматривается тенденция к интеграции, где выделены не отдельные предметы, а блоки предметов образовательной области. Поняв то, что интеграция в учебно-воспитательном процессе  один из самых актуальных и эффективных методов развития познавательного интереса учащихся, решила изучить и внедрить в свою работу. Убедилась, что в основу школьной программы положено много принципов интегрированного обучения.

Один из них – системность межпредметных связей, позволяющих осуществлять практическую направленность уроков, связать их с жизнью.

Система стандартов начального образования предполагает работу по совершенствованию методики начального обучения. На основе смены приоритетов целей качественного образования стимулируется разработка содержания обучения – разработанных программ учебных планов, более полно и точно учитывающих психические особенности и возможности различных возрастных групп младших школьников.

Построение стандартов по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам, открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов. А так же обеспечивает внутрипредметные и внешпредметные связи.

 Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.  Структура и логика  конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными  принципами и условиями педагогических технологий, имеют определенные функциональные назначения, требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой  выступает активный поиск эффективности методов его проведения.  Развитие способностей в построении учебного процесса выражается в умении находить точки  соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.

Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состояний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и  уроках чтения, русского языка, математики, музыки, ИЗО, трудового обучения.

Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в сознании младшеклассников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку  явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словам.   Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов    учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.

Уроки, включающие межпредметные знания, как указывает В.Н. Максимова, достигают эффективности, благодаря комплексному подходу к обучению. Если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизации задач   с использованием интегрированных знаний, последовательности формирования понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональным использованием разнообразных средств  активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Темы  общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач.

Необходимо использовать методические пути активизации познавательной деятельности детей, как создание проблемных ситуаций, повторительные беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин, домашние, индивидуальные и групповые задания, разрешение вопросов природоведческого характера, возникших при чтении литературы или просмотре телепередачи.

Важное место в качественном проведении урока играет постановка сценария урока, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения.

Первый этап – целевой. Включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.

Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которая осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающих возможность учителю выразить деятельность обучающего различными  вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.

Завершающий этап является конкретным наполнением и включает в себя:

- деятельность учителя;

- деятельность учащихся во взаимодействии с учителем;

- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

Таким образом:

Урок должен иметь четко сформированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других предметов. Он должен обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Однако межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности изучаемых понятий и явлений. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из различных дисциплин для решения новых вопросов и задач.

Разработка новых подходов в обучении актуальна и продиктована желанием не только обновить сложившуюся систему, но и осмыслить, сохранить все ценное и рациональное, накопленное школой.

Глава 1

Анализ теоретических аспектов

 из литературных источников и жизненных наблюдений.

Любят ли наши ученики свою школу?

А не приходилось ли вам видеть учеников, которые с утра находятся в приподнятом настроении? А на вопрос «Почему?» они отвечают: «А у нас сегодня -  интегрированный урок!» И единственное что волнует детей – что нового и интересного они узнают на уроке.

Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочнее запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов.

Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний.

Сущность интегрированных уроков заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно предусмотреть место  каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем (близких по содержанию) по другим предметам.

Уроки чтения увязываются со всеми предметами:

  • чтение, русский язык;
  • чтение, музыка;
  • чтение, трудовое обучение;
  • чтение, природоведение;
  • чтение, культура речи;
  • чтение, ИЗО, трудовое обучение.

Проследим взаимосвязь:

  • чтение: К.Паустовский «Заячьи лапы», чтение: «Сказка о царе Салтане», русский язык: «Однородные члены предложения»;
  • чтение, русский язык (диктант) отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Прыжок»;
  • ИЗО, музыка, русский язык : изложение на тему «Осень»;
  • природоведение: «Невидимые нити», чтение: Бианки «Сова»;
  • русский язык: «Предлоги», чтение : Бианки «Музыкант»;
  • чтение: Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», русский язык: «Однокоренные слова» или …
  • чтение: «Заяц Косые Глаза…», русский язык: «Образование слов с помощью приставок», «Разбор слов по составу»;
  • чтение: Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?», природоведение: «Круговорот воды в природе»;
  • чтение: «Поэтичная тетрадь С. Есенина», А. Прокофьева, русский язык: «Падежи имен прилагательных».

По всем предметам в программе есть такие  темы как, например:

- «Русское народное творчество» - чтение, ИЗО, трудовое обучение, музыка, внеклассная работы;

- «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»:

- Решение задач на движение. Произведения о путешествиях и путешественниках;

- «Наше Отечество» - чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО;

- «Творчество известных писателей и поэтов» - чтение, русский язык, ИЗО, музыка.

В 1 классе весь курс обучения  предметам чтения и письма - не возможен без их интеграции. Интеграция – это четкий отбор материала, все этапы тесно взаимосвязаны, одно задание вытекает из другого, но в то же время все подчинено единой цели.  Это хорошо прослеживается в материалах учебников «Азбука» и «Русская азбука», в универсальных прописях, авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.А. Илюхиной, Н.А. Федосовой.

Составители предусмотрели вариант использования комбинированного обучения чтению и письму, чтению и русскому языку. Чрезвычайно важно с первых же шагов по обучению детей грамоте внушить им мысль о том, что чтение и письмо взаимосвязаны.

Вопрос об интеграции не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины и недооценка актуальности проблемы интегрирования и трудности на путях его решения.

Мне видна огромная методическая ценность в объединении разнопредметной информации, поэтому занимаюсь разработкой и проведением интегрированных уроков. Такая работа требует дополнительной подготовки, большей эрудиции. Для учителя, по моему убеждению, интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, приобщение его к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий.  Слово «интеграцио» имеет значение «восстановление», восполнение от «интегер» – целый. Что означает интеграция? Частично находим ответ в высказывании К.Д. Ушинского «Язык народа – лучший,  никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами историй».

Интеграция нужна и возможна в начальной школе.

Во - первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков.

Во – вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.

Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе надо достаточно осторожно, грамотно, со знанием основ, составляющих начальное звено. Полезно при этом всегда помнить, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.

Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как мастерская одного цвета, а не был бы  похож на одеяло, сшитое из лоскутков.

Наиболее глубокими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла: чтение, русский язык, музыка, природоведение, ИЗО. Привлечение произведений художественной литературы к изучению различных предметов обогащает учебный процесс. Умело включенный в урок литературоведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес у учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает  эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию детей.

Проиллюстрирую сказанное примерами.

Чтение и природоведение:

Привлечение художественной литературы к изучению природоведения дает хороший педагогический эффект, методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент из художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий. Например:

1. При изучении устройства термометра интерес у учащихся может вызвать отрывок из рассказа М. Пришвина «Жалька».

2. На уроке по теме «Лиственные и хвойные растения зимой» можно использовать рассказ Ю. Дмитриева «Брусника».

3. На уроке по теме: «Растения весной» целесообразно использовать отрывок из рассказа М. Пришвина «Как распускаются разные деревья» или рассказ М. Пришвина «Березовый сок».

4. На уроке по теме: « «Труд людей весной» детям можно предложить отрывок из рассказа Э. Шима «Самодельное лето».

5. На обобщающем - повторительном уроке «Сезонные изменения в природе» можно использовать отрывки из стихотворений, где даются описания различных времен года.

6. На уроках природоведения можно использовать не только дополнительный литературоведческий материал, но и тот материал, что предлагают учебники для чтения.

Так, например, возможен вариант проведения интегрированного урока по темам:

чтение: А. Куприн «Степь весною»;

природоведение: «Растения луга».

Практика использования художественной литературы на уроках природоведения подтверждает эффективность и целесообразность этого приема активизации познавательной деятельности учащихся. Великий лингвинист, основоположник  системы обучения детей родному языку Ф.И. Буслаев указывал: «Цель обучения должна состоять в усвоении ребенком языковой культуры народа через систему специальных речевых упражнений, что повлияет на всестороннее развитие  ученика».

В содержании программы общеобразовательной средней школы заложены принципы формирования национального самосознания.

Программа характеризуется следующими особенностями:

- во-первых, предметом изучения на уроках русского языка, чтения, природоведения, труда, ИЗО, музыки, физической культуры являются все виды сохранившегося фольклора и высокохудожественное профессиональное творчество, тесно связанное с русскими традициями;

- во-вторых, программа нацелена на развитие всех видов творческой деятельности ребенка;

- в-третьих, программа предусматривает совершенствование и формирование методической базы в процессе ее внедрения;

- в-четвертых, программа обеспечивает подготовку учащихся и восприятию курса литературы в среднем звене.

Содержание программы, ее этапы, определенные умения и навыки предполагают ее реализацию, как в учебной, так и во внеклассной работе. Дает возможность все виды и этапы народного творчества рассматривать и изучать не как самостоятельные дисциплины, а как целостный организм.

Воспитание через народное творчество – это воспитание у детей культурного воображения, возможность увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности».

Включаемые в этот урок стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям, неким эмоциональным фоном. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками и звуками природы, но и многие  поколения людей до него, и точно такие же чувства испытывают в настоящий момент и учитель, и его одноклассники. Любовь к родной природе, родителям, учителю – не с того ли начинается воспитание патриотизма?

Каждый ребенок поступает в школу любопытным и готовым к учению. Если его правильно стимулируют и ему помогают, он в собственном темпе развития сам прорабатывает необходимый материал.

Поскольку  интеграция – это не самоцель, а определенная система, то должен быть и вполне конкретный результат обучения.

В чем он должен быть виден?

  1. В повышении уровня знаний  учащихся по предмету.
  2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
  3. В эмоциональном развитии учащихся, основанном на  привлечении музыки, живописи, литературы.
  4. В росте познавательного интереса школьников.
  5. Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихи, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

ГЛАВА 2

Результаты эмпирического метода исследования

из педагогического опыта  работы учителя.

Интеграция заключает в себе богатые возможности для формирования школьника как личности: развитие его  гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.

Основной целью, которая определяет направления всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления.

Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтения, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики; грамматики, лексики, морфемики, элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических, пунктуационных навыков, речевых умений;

- обогащение и уточнение словаря и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников.

Каждый учитель знает: то, что удается получить школьнику на уроке в 1 классе, становятся основой для последующей учебы. Важным является органическое включение в учебный процесс дидактической игры, упражнений игрового характера,  различные формы проведения уроков. Например:

- урок – путешествие;                              - урок – деловой игры;

- урок – лаборатория;                              - урок – исследование;

- сюжетно-ролевой урок;                        - урок – состязание;

- урок – практикум;                                - урок – викторина.

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. И главной задачей обучения является – развитие школьника, как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь «с русским языком можно творить чудеса».

Интегрированный урок по русскому языку и  миру вокруг нас

Тема: Написание с большой буквы кличек диких и домашних животных.

Цель урока:

1. Развивать умение различать название животного и его кличку.

2. Формировать умения писать с большой буквы кличку животного.

3. Учить проводить сравнительный анализ признаков диких и домашних животных.

4. Продолжить работу по формированию элементов экологической культуры.

Оборудование: карточки с рисунками животных.

                  Ход урока:

1. Организационный момент.

Обсуждение палитры настроения.

2.  Минутка каллиграфии.

На доске записаны буквы Т, П, К, Ш, Е, Ф, С.

- Подумайте, написание какой буквы мы будем сегодня повторять? (Е).

- В какую группу можно объединить написанные буквы?

- Сегодня на уроке мы будем беседовать о представителях животного мира. Давайте вспомним, на какие группы мы можем разделить изученных нами животных.

- Дайте определение этим группам

- Приведите примеры названий диких животных, в которых имеется буква «е». (Медведь, белка, енот, дятел, воробей).

- Много ли названий домашних животных, в которых имеется буква «е»? (Петух).

- Придумайте предложения с одним из этих слов.

3. Звуко - буквенный анализ слова.

Дети должны сформировать цель данного задания.

- Выберите слова из перечисленных нами названий животных и сделайте звуко-  буквенный анализ по образцу блок – схемы алгоритма.

(Б е л к а – 2 слога, 5 букв, 5 звуков         [б']  [э]  [л]  [к]  [а])

4. Ознакомление с правилом употребления большой буквы в кличках животных.

- Запишите в столбик названия домашних животных.

- Если человек заботиться о домашних животных, значит, он должен каким-то образом обращаться к этому животному. Как? (Человек дает животным имена – клички).

- У кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним обращаетесь?

- Послушайте стихотворение, которое так и называется «Вот какие клички»:

Кошка Маришка, котенок Тишка,

 Щенок Дружок, цыпленок Пушок,

                                                 Корова Буренка, коза Найденка,

        Поросенок Хрюша, бычок Гаврюша –

                                                  Все их клички, до одной,

                                                  Пишут с буквы прописной.

- Давайте к названиям животных, записанных в тетради, припишем клички. Только для этого надо знать одно простое правило:

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

(Дети читают хором правило и сами подбирают клички к названиям животных, записывая в тетради).

- Учитель выборочно спрашивает, с какой буквы записана придуманная кличка.

5. Словарная работа.

- Сейчас я вам буду читать загадки, а вы должны их отгадывать, записывая в свою тетрадь в столбик ответ. Помните, что отгадки в признаках животных. (О зайце, медведе, петухе, о волке, лисице, воробье, дятле).

- К каким группам можно отнести этих животных?

- Можно ли дать клички диким животным? (Да, но нужно использовать слова – признаки этих животных).

Запишите клички рядом с названием животных. Поставьте знак ударения над словосочетаниями.

6. Самостоятельная работа.

- Спишите предложения, заменяя, где нужно, строчные буквы заглавными.

Псу шарику подарили шарик.

Котенок пушок поймал пушок.

Жеребенок ветер мчался, как ветер.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания словарных слов друг у друга; оцените.

7. Итог урока.

- О чем  беседовали на уроке?

- Что нового узнали?

- Давайте отобразим свое настроение в палитре. (Дети рисуют свое настроение.)

На протяжении ряда лет провожу обучение чтению через письмо, обучение письму через чтение. Считаю, что нельзя преподавать эти два предмета как изолированные процессы. Они, наоборот, входят в совокупность всех учебных процессов.

Например, изготавливая книжку-самоделку по русской народной сказке «Кот, петух и лиса», дети сталкиваются с ситуацией сделать подпись к рисунку. Приведу фрагмент урока:

- Что кричал петух, когда лиса убегала с ним от кота? Прочитайте.

На доске написано предложение:  Несет меня л..са за темные л..са.

- Какие слова произносятся одинаково? А обозначают ли они одно и то же? (К доске прикрепляются картинки).

- Понять устную речь нам помогают интонация, мимика, жесты. А как различать эти слова на письме? Почему, если речь идет о лисе, надо написать и, а если о лесе, то е.

- Значит, как надо изменить слово, чтобы узнать какую гласную следует написать?

- Что произошло бы, если бы мы написали эти слова одинаково?

Отгадывая загадку: Ел старик хлеб (с) ухой. Ученики открывают для себя правило правописания предлогов со словами (Аналогичные задания предлагаю на все орфографические правила для 2 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»).

В процессе выполнения подобных упражнений орфографические правила приобретают в глазах учащихся практический смысл, жизненное значение.

Во 2 – 3 классах предлагаю более сложные виды письменных творческих работ. Например:

1. «Творческое письмо» - письмо без текста, когда дети набирают наибольшее количество слов, словосочетаний, предложений на определенную тему, например, на тему: «Школа».

2. Путешествие в «фантазию».

Тихо-тихо звучит музыка. Я тихо читаю рассказ.

- А теперь представьте себе, что вы маленькая розовая точка, и вот она улетает… (Я замолкаю). Музыка продолжает тихо играть, дети начинают писать…

3. В 3 классе дети все чаще обращаются к стихотворной форме. Предлагаю детям игру «Буриме» - на заданные рифмы.

Иней лег на ветки

ели.

ИЛИ

Мы увидели

с холма:

Иглы быстро

побелели.

Не «за горами» уж

зима,

Ели холодно

в лесу.

Но кричат еще

вдали,

Я домой ее

снесу.

Улетая

журавли.

Творить, побуждать, замечать и подхватывать мотивированные возможности  письма – это одно из самых важных и трудных задач в методе «чтение через письмо».

При разработке очередного урока по обобщению знаний, полученных во время экскурсии, решила синтегрировать предметы: природоведение, ИЗО, русский язык, с включением в урок стихотворных текстов, отрывков из художественной прозы, использованием музыкальных произведений, произведений живописи.

Представляю фрагмент этого урока.

- Мы побывали на очень интересной экскурсии. С какими цветами вы познакомились? Какое им можно дать точное определение? Почему эти цветы называют подснежниками?

На доске слово «Подснежник».

- Как вы думаете, ребята, какой корень в слове? Какое  дополнительное значение вносит приставка под ?  Почему наш народ так назвал эти цветы?

(Рассказ учащихся: о цветах, расцветающих рядом с сугробами, как маленькое чудо).

Свое восхищение этим чудом выразил и великий русский композитор П.И. Чайковский в пьесе «Апрель. Подснежник». Закройте глаза и постарайтесь  представить себе картину, которая возникает перед вами при звуках этой музыки? Какое настроение создает эта музыка?

 (Звучит пьеса П.И.Чайковского «Апрель.  Подснежник» из цикла «Времена года»).

(Дети передают свои впечатления.)

- Спасибо, ребята! Действительно, так и видишь, как тянутся вверх подснежники, распускаются цветочки, начинает зеленеть трава, петь птички, все оживает.

- Почему цветок назван  первоцвет? (Слово это сложное – имеет два корня).

(Ученики выделяют корни в записи на доске и говорят, что цветы эти первые).

Первоцвет

- Верно, по-латыни эти  цветы называют примула. А прима – значит первый. (Показ цветка).

- Прочитаем, какое стихотворение сочинил о примулах С.Я. Маршак.

       

Апрель

                                                          Апрель! Апрель!

   На дворе звенит капель…

…Пробирается медведь

 Сквозь лесной валежник.

 Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

- В Германии эти цветы называют  ключиками. И верно, словно связка ключей открывает весну. У этих ключиков есть одна особенность. В Англии и Голландии из листьев первоцвета делают салаты, потому что в них много витаминов А, С, Е.

Один из учеников показывает рисунок первоцвета, мать-и-мачехи и рассказывает стихотворение.

- Чтение описания мать-и-мачехи в тексте упражнения 486 учебника русского языка.

- Какие прилагательные нам помогают запомнить, как выглядит цветок?

- Какая часть слова помогает нам различать смысл этих прилагательных? Запишем в тетрадях прилагательные золотистый, красноватый, -  выделите суффикс.

- В тексте сказано, что эти цветы похожи на цветы одуванчика. Чем же они отличаются? (Идет сравнительная работа по учебнику природоведения А.А. Плешакова, стр. 159.).

- Но самый любимый в нашем народе цветок – это цветок вербы. Найдите изображение цветущей вербы и прочитайте стихи, посвященные ей.

   Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

  Опять весна душистая

                                                            Повеяла крылом.

- Какое прилагательное использует поэт, рисуя вербу? А кто знает, когда зацветает верба?

Звучит отрывок пьесы «Марш» П.И. Чайковского. Выяснятся, какое настроение было у композитора, когда он писал пьесу?

Учитель читает стихотворение С.Я. Маршака «Март». Учащиеся повторяют, что заметил на вербе Маршак.

- Прочитайте, что писал о вербе исследователь природы Г. Скребицкий (Идет работа с  учебником русского языка над упражнениями 475, 485.)

- Эмоциональным моментом в уроке является маленький «бал» под музыку  П.И. Чайковского «Вальс цветов», исполняется танец цветов.

- На этом же уроке дети делятся на 2 творческие группы.

1-ая выполняет рисунки первоцветов (идет полное объяснение работы).

2-ая – после рассказа учителем сказки Г.Х. Андерсена о подснежнике, ведут подготовительную работу над написанием поэтической сказки о первоцвете и пишут ее.

(Во время работы учитель помогает учащимся, поправляя детские рисунки, давая совет в написании сочинений).

Из лучших сочинений, рисунков детей, а также планшетов с изображением первоцветов, использованных на уроке, была оформлена выставка «Музей подснежника».

В итоге:

Глаза детей сияют от того, что многое получается, повышается интерес к учению.

И если построить и посмотреть на график развития познавательного интереса учащихся на одном из таких уроков, можно сделать вывод, что интеграция – один из таких путей.

Уровень активности на интегрированном уроке

40'

30'

20'

10'

0

      10'      20'     30'     40'

Предлагаемые  виды работ позволяют поддерживать в детях интерес к учебе, желание учиться, развивать познавательную активность.

Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением.

Научить ребенка говорить – значить научить его мыслить.

Я считаю, что использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию.

Например:

1. Загадка «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» (Капуста). Загадки требуют неординарного мышления. Однако, должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку: загадки – вопросы, загадки – задачи, загадки – иносказание, - все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное, в быте – поэзию.

2. «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение.

Использование  отдельных жанров народного творчества позволяют построить интегрированные уроки так, чтобы преподавание в начальной школе захватывало не  только ум ребенка, но и развивало бы его чувства. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не достижение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.

При изучении русского языка, чтения, природоведения в 1-4 классах элементы устного народного творчества распределила по следующим темам, например:

- Родина;

- Небо и земля;

- Вода, реки, ручьи;

- Растения;

- Насекомые, птицы, животные;

- Человек и т.д.

В отличии от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. У детей формируется самостоятельная  деятельность:

- самоанализ;

- самопланирование, самоорганизация;

- самоконтроль и оценка, саморегулирование.

1. Элемент урока – путешествия по чтению: «В мире животных».

Своеобразным эпиграфом к нему звучит музыкальная заставка одноименной телевизионной передачи. Затем предлагаю детям объединить слово «мир», словосочетание «мир животных». От устной словарной работы переходят к составлению схем слов на доске и индивидуальных наборных полотнах.

2. «Путешествие по зоопарку» - игровой прием, позволяющий организовать активную учебную деятельность школьников; ответить на серию вопросов учителя в соответствии  с программным материалом, разгадать ребусы и загадки, прочитать мини-тексты. В ходе беседы, опираясь на житейский опыт детей с домашними животными, наблюдения за ними происходит расширение знаний школьников о животных. Выполняя одно из заданий, учащиеся учатся различать домашних и диких животных, узнают о правилах поведения в зоопарке при общении с животными непосредственно в природе.

Предлагаю для развития зрительной памяти детей заполнить ту последовательность названий животных (на карточках), в которой они расположены на доске. Работа с текстом «Зверь на букву «Ю» (1 класс), позволяет провести смену учебной деятельности учеников: самостоятельное и выборочное чтение; чтение по ролям; анализ содержания; словарная работа – все направлено на отработку учебных навыков и на осуществление воспитательной значимости урока.

Его характеризует четкое моделирование, наличие сквозной содержательной направленности, опора на психолого-возрастные особенности учащихся, использование нестандартной наглядности, а главное – интерес к изучаемому материалу, высокая познавательная активность учащихся.

3. Этому же способствуют уроки – игры: «На площадке» (знакомство с полезными ископаемыми).

4. «В лесу» (решение текстовых задач).

5. «На рыбалке» (знакомство с особенностями и названиями рыб нашей местности).

6. При изучении на уроках математики темы: «Величины» даю эти математические понятия, опираясь на животный и растительный мир: «Возраст березы достигает порой 120 лет. Это сколько веков?», «Обыкновенная белка делает прыжки длиной 7 м, а белка – летяга – 30 м. На сколько метров дальше прыгает Летяга?

7. На уроках русского языка для развития  орфографической зоркости использую тексты природоведческой направленности, способствующие развитию кругозора, применяя при этом загадки:

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

                                                        Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу…

Стараюсь развивать у своих учащихся чувство познания доброты и красоты не только на уроках, но и при внеклассном общении.

Одно из мероприятий для первоклассников – праздник «О братьях наших меньших». По специально разработанному сценарию, с опорой на способности и досуговые влечения детей, с приглашением к сотрудничеству своих бывших учеников, родителей организовала увлекательные путешествия в мир жизни животных. Учащиеся рассказывали о своих домашних любимцах, читали наизусть стихи, инсценировали их, исполнили танец «Черных котят». Придумала последовательность выполнения творческих заданий школьников в группах, нетрадиционное размещение детей в классе, предусмотрела эстетически завершенное оформление.

«Что? Где? Когда?», «Звездный час», «Поле чудес» - эти интересные формы проведения внеклассной работы направляю на освещение природоведческих проблем, развитие умений ориентироваться в литературе о русской природе, применять полученные знания на практике, готовить себя к последующему изучению предметов естественно-математического цикла.

На уроках и во внеклассной работе использую разнообразную наглядность (таблицы, плакаты, картины, фотографии, грамзаписи, кассеты с записью песен, сказок, музыкальных произведений о природе, самостоятельно изготовленный дидактический материал).

Самое главное в уроке четкий отбор материала, все этапы тесно взаимосвязаны, одно задание вытекает из другого, но в то же время все подсинено единой цели.

Слово нигде не живет так полновесно, как в поэзии. Благодаря стихам дети лучше чувствуют настроение картины, ярче представляют краски, увеличивается «эффект присутствия». Мы гуляем по дорожкам, изображенным на картинах, ощущаем природу, слышим звуки, чувствуем запахи, сопереживаем героям.

Многие стихи, кроме эмоциональной окраски, несут дидактическую нагрузку. Например, знакомясь с понятием контраст, читаем «Сказочку» Б. Заходера и благодаря этому дети усваивают понятие более прочно. Считаю содружество музы изобразительного искусства и музы поэзии удачным.

Школа должна воспитывать не через слово, а через душу и деятельность. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу на уроках искусства в начальной школе позволяет дать детям целостную картину мира.  Комплексное взаимодействие и интеграция разных видов искусства лежит внутри моноурока и внутри предметов художественного цикла и это – качественно новый уровень работы с детьми.

Проиллюстрирую содружество муз: пейзаж Н. Ромадина «Весенний день» и лирическое произведение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». В обоих произведениях ощущается неизъяснимая первозданная радость бытия и неповторимость каждого жизненного мгновения.

Русский романтик рисует природу, словно живую. Первый гром грохочет в небе «как бы резвяся и играя». И в других своих стихах поэт олицетворяет природу:

Как неразгаданная тайна,

        Живая прелесть дышит в ней –

                  Мы смотрим с трепетом тревожным

                                                         На тихий свет ее очей…

Все четыре времени года нашли отражение в произведениях, посвященных природе. Лучшие художественные  образы описывают неповторимость красоты русской природы. Чтобы заметить, почувствовать эту прелесть, нужно обладать  зоркостью по отношению к красоте.

Это качество необходимо развивать в детях. Иной раз сюжет картины, представленной в учебнике, и поэтический образ художественного произведения не совпадают, но настроение того и другого играют в унисон. Происходит перенос содержания и настроения из одной формы в другую.

Обратилась к репродукции В. Поленова «Переправа через реку Опять». Картина дана в сером варианте. Не случайно второе название  «С мельницы». А что везут? Один мешок ржаной муки – весь урожай. Болью, нищетой пронизано все содержание художественного полотна, посвященного миру русской деревни. Чувство сопереживания усиливается после прочтения размышлений А. Плещеева о нуждах и горестях русского крестьянина

              «… Что ты рано в гости,

        Осень, к нам пришла!

    Еще просит сердце

                                                               Света и тепла.

 Все тебе не рады!

Твой унылый вид

Горе да невзгоды

                                                               Бедному сулит.

     Нет одежды теплой,

     Нету в печке дров…

     Ты на чей же, осень,

Поспешила зов?»

Опыт общения с искусством дает детям возможность  поставить себя на место другого человека. Способность чувствовать, а не просто понимать боль и радость другого, как свою, - эта «специфика» искусства.  Она делает  незамеченным инструментом в очеловечивании человека. Ведь рождение чувства сопричастности, или оно сформировано, порождает новое отношение и к себе самому, и по всему в мире.

В контрасте звучит задорное стихотворение А. Гребнева «Масленица». Сколько радости, молодой удали и озорства. Такие стихи поднимают жизненный тонус, вносят в будни оптимизм и веру в счастье. Как нельзя лучше сочетается оно с одноименным полотном мастера бытового жанра Б. Кустодиева и весело перекликается с картиной К. Юона «Весенний солнечный день»

    «Откуда это столько ясности

И распогодившейся сини.

      Да это снова красна масленка

             Пошла гулять по всей России…»

Эпитеты и метафоры, использованные автором – блин солнышка и снежная сметана, - уточняют воспоминания, пробуждают знакомые вкусовые ощущения. А как ярко, точно и полно передан истинным художником слова и музыки дух народного гуляния в музыкальном произведении «Народное гуляние» и песнях «Масленка, масленка», «Блины».

Художественное восприятие искусства делает учебный процесс целостным, поэтому более продуктивным.

Обратимся к другой теме: «Дождь». Трепетное понимание и восторженное изображение этого природного явления можно пронаблюдать у многих певцов родной природы. Мелодия дождя однообразна, но прекрасна. Звуки дождя в искусстве можно пронаблюдать в стихах С.Я. Маршака, А. Дементьева, Ф. Тютчева, А. Майкова, музыкальных произведениях «Времена года» П.И. Чайковского, картинах известных художников.

С помощью поэзии можно поговорить о портрете, пейзаже, натюрморте и других жанрах живописи; поговорить поэтическим языком о мудрой сказке, о нежных весенних цветах, о цвете в живописи; найти описание предметов декоративно - прикладного искусства. Дети  воспринимают  красоту и гармонию как необходимость и усваивают, что она живет повсюду: в мыслях, чувствах, поступках, в результатах их творчества, она многогранна и многолика.

В начальных классах необходимо комплексное взаимодействие на интегрированной основе учителями музыки, ИЗО, трудового обучения, учителей предметников. Интегрировать можно не только два, но и более предметов на одном или нескольких уроках.

Например: урок ИЗО, декоративное рисование «Птица – павлин»; трудовое обучение «Лепка птицы из пластилина», «Вышивка»; музыка «Слушание музыки – симфонии Гайдна».

Начинаю свой урок с рассказа о посещении зоопарка.

- Кто из вас был в зоопарке? Конечно, вы видели там павлина и запомнили эту птицу. Чем интересна жар -птица? (Идет описание этой птицы).

- Какое же впечатление производит красота павлина на людей, занимающихся созданием произведений искусства. Пришли мы, юные художники-дизайнеры, полюбовались красотой павлина, сделали зарисовки, а затем, отбросив все ненужные ему детали, обобщив форму, придумаем и сделаем  карандашницу – павлин (Папье-маше) – 1 группа. Польза плюс красота – эти два понятия слились в один художественный образ.

Или. Посетила другая группа художников – керамистов, яркость оперения этой птицы навела их на мысль вылепить павлина из глины (идет лепка, согласно всем требованиям работы с пластилином).

 А сколько прекрасных рисунков – эскизов ткани можно придумать, любуясь различными оттенками цвета пера этой птицы. Этим занимается третья группа учащихся – мастера народного творчества.

Практическая работа сопровождалась слушанием музыкальных произведений, исполнением песен. Класс мысленно переселяется в мастерскую, где за длинным столом (столы в классе составлены в один длинный стол) сидят мастеровые, занятые каждый своей работой, поют песни и слушают сказки о чудесной, величавой жар-птице.

Симфония Гайдна выражает бесконечную гамму человеческих переживаний. Одновременно проходит индивидуальная работа с умельцами народной вышивки. Сказочные птицы на полотне образуют простой симметричный ряд. Жар-птица олицетворяет действие весеннего тепла на природу, счастье, солнце.

На уроке использую наглядность: плакаты с фотографией «Павлин в природе»; графические рисунки В. Серова «Вороны и павлины»; рисунки учащихся  прошлых лет с изображением павлина.

В конце второго урока проводим анализ выполненных работ, рассматриваем лучшие рисунки, отмечаем находки в стилизации. (См. приложение № 1).

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках трудового обучения – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Такие уроки развивают интерес ребенка  к произведениям народного искусства, истории, в том числе родного края, воспитывают национальную гордость и верность русским традициям, формируют художественный вкус, способствуют овладению навыками ручного труда и развитию творческих способностей.

Предмет трудового обучения можно интегрировать со многими предметами:

1. Чтение по теме: «Устное народное творчество»,

     Труд по теме: «Вышивка узора»;

2. Чтение: «Заячьи лапы» Мамин-Сибиряк,

    Труд по теме: «Мягкая игрушка – заяц»;

3. Мир вокруг нас: «Где живут белые медведи»,

     Труд по теме: «Аппликация из разных ниток (медвежонок)»;

4. Труд и внеклассные мероприятия «Праздники нашего края», «Изготовление масок»;

5. Труд и ИЗО: «Мир полон украшений», «Лепка и рисование сложных по форме фруктов, овощей, предметов быта».

Составляя такие уроки, необходимо умело в теме находить то общее, что  позволит незаметно находить то общее, что позволит незаметно перекинуть «мостики» от одного предмета к другому, чтобы тема, охватывающая несколько предметов, была единой. Если урок грамотно продуман, то для детей незаметен переход от одного предмета к другому и воспринимается как должное, как единое целое.

Природу многие любят, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее,  хорошо воспитанные люди.

При подготовке к уроку стремлюсь к тому, чтобы он был построен с учетом ярких образов, отвечал требованиям достоверности, научности, правильности фактов. Делаю так, чтобы урок действовал не только на ум, но и на сердце и чувства учеников, запоминался им надолго.

Например:

1. На уроках  чтения изучаем темы «Лето и осень», «Охранять природу – значит охранять Родину», которые имеют богатый познавательный материал и позволяют решать вопросы нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Дети на уроках рисуют, пишут сочинения, стихи. Вот одно из них:

                                     Осень                           Д. Дешко

      Осень, осень в октябре,

      Словно узоры на ковре.

          Разноцветен лист резной:

       Красно-бурый, золотой.

Лоскутное одеяло

            Землю нашу всю застлало.

             Солнце смотрит с вышины.

   Нет красивее страны!

2. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о березе, о начавшемся листопаде, о солнечных днях золотой осени, пишем сочинения по картинам И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья» и др.

3. Часто рассказываю детям сказки, а каждый ученик рисуют на альбомном листе то, что услышит. Например: «Части реки».

В лесу под корнями старой ели в том месте, где из-под земли выбивался  ключ, родился ручеек. Весело бежал он по поляне, через кусты и овраги, пока не встретил на пути маленькую речушку.

- Бежим вместе, - предложил ручеек… И т.д.

В итоге у детей получается рисунок – схема реки; (останется только коллективно подписать части реки.)

4. Или задание такого вида:

Тема: «Растения».

Имея следующие предметы: ( стеклянный колпак, комнатный цветок, зажжённую свечу )    повторите научное открытие английского ученого Джозефа Пристли, который доказал, что именно растения выделяют кислород.

(практическая работа учащихся)

В результате таких заданий у учащихся постепенно вырабатываются ценные приемы мыслительной деятельности, умение анализировать различные факты, делать на их основе выводы и заключения.

В отличии от традиционной системы обучения в основе построения интегрированного урока лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.

          Приведу подробный конспект урока.

Интегрированный урок «Мир вокруг нас и трудовое обучение»

Тема: «Где живут пингвины и белые медведи».

            «Аппликация из резаных ниток» (Медведь).

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с холодными районами Земли, обитателями Крайнего Севера и Антарктиды.

2. Показать особенности жизни животных и птиц (белого медведя, пингвина).

3. Продолжить работу по формированию предметов экологической культуры, любви к родной природе.

4. Развивать интерес к труду, прививать навыки работы с шаблоном, с резанными нитками.

5. Развивать мышление, познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать.

Оборудование:

- глобус,

- рисунки животных,

- образец аппликации, шаблоны медведя,

- цветик – «семицветик»,

- картон синий или голубой, шерстяные нитки белого цвета.

- клей ПВА, ножницы.

                           Ход урока.

1. Организационный момент. Закрепление материала.

2. Для нового этапа нашего путешествия: в разные районы планеты мы опять воспользуемся волшебным свойством «Цветика – «семицветика». Давайте вспомним: Где мы побывали. О ком и что узнали? (Ответы детей).

1-ый лепесток.  Когда жили динозавры? Динозавры – это «ужасные ящерицы». Они жили очень давно 200 млн. лет назад, когда на Земле еще не было человека.

2-ой лепесток. Где живут слоны? (Расскажите о них). Узнали, что они живут в саванах Африки и тропических лесах Индии. Слоны большие, умные, добрые животные.

О чем нам рассказал 3-ий лепесток? О том, где зимуют птицы. Какие существуют группы птиц? Узнали о том, что есть две группы птиц. Перелетные, те, которые улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются. И оседлые птицы, те, которые никогда не улетают, зимуют в наших краях.

3. Работа над новым материалом.

а) Отгадайте загадки  и вы узнаете, с какими птицами и животными мы познакомимся сегодня на уроке.

В черных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ.

                             (пингвин)

Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает,

От морозов согревает.

                           (белый медведь)

б) Может кто-то из вас знает:

- Где живут пингвины? (В Антарктиде)

   Верно: на Южном полюсе. (Показать на глобусе и на карте).

- А где живут белые медведи? (На Крайнем Севере, на Северном полюсе) (Показать на карте и на глобусе).

в) На южном и Северном полюсах очень холодно, кругом лед и снег.

Давайте сорвем  очередной лепесток и побываем сначала в Антарктиде, познакомимся с ее обитателями, а затем совершим путешествие на Крайний Север.

Дети встают (вращаются вокруг себя) и говорят:

Лети, лети лепесток

    Через запад на восток,

    Через север, через юг,

            Возвращайся, сделав круг.

           (Один ученик срывает и бросает лепесток)

            Лишь коснешься ты земли,

       Быть по – нашему вели.

                                                   Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе.

(Вывешивается картина Антарктиды).

Учитель: Давайте вспомним песню о пингвинах, которую вы учили на уроке музыки, споем и ответим на вопросы:

- Словами песни докажите, что Антарктида - суровый материк. (Ветер, снег, лед трещит от мороза).

- Почему пингвинов сравнивают с людьми? (Дети исполняют под музыку песню и отвечают на вопросы).

Учитель: А теперь, мои юные помощники вместе со мной поведают вам об этих морских птицах. ( использование презентации)

1. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка черные, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, на прогулку, кажется, что это люди гуляют в черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает их  от сильных мороз и ветров.

2. В Антарктиде, где живут пингвины всегда холодно. Летом не больше одного градуса тепла, а зимой около 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Пингвиниха откладывает одно яйцо. Затем отец пингвин берет яйцо и  прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет так держать его на лапах – ластах 2 месяца. Стоя на холодном ветру почти не двигаясь. Все это время он ничего не ест, живет за счет жира. А мама пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливая жир.

3. Когда появляется птенец, его воспитанием занимается мама, как только пингвиненок встает на ноги (картинка в книге) его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром других взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

Работа с учебником стр.43.

- Какие еще животные и птицы бывают на Южном полюсе, в Антарктиде. (Птица Альбатрос, морской леопард, ледяная рыба).

- Найдите на карте (в учебнике) Антарктиду, покажите друг другу.

- Что вам запомнилось особо из рассказа о пингвинах? (Ответ детей, кратко).

                - Давайте ответим на вопрос умной, мудрой Черепахи (стр.73) «Подумай, охотятся ли     белые медведи на пингвина? (Нет, они живут на разных полюсах.).

Учитель:  Настало время отправиться нам в еще один холодный район нашей страны. На Северный Ледовитый океан (на Северный полюс).

(Срывается еще один лепесток и дети говорят волшебные слова, выполняя круговые движения).

…  Вели, чтобы наш класс оказался на Северном полюсе (на доске картина Крайнего Севера).

Рассмотрите (стр.72) иллюстрацию. Кто нас встречает? (птица-поморник, морж, тюлень, белый медведь)

Учитель: (с использованием презентации)  Белый медведь обитает на Крайнем Севере, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое и могучее животное из семейства медвежьих. Весит он около семисот (700 кг), а длина его туловища достигает 3-х метров. С головы до ног покрыт густым белым мехом,  который хорошо сохраняет тепло его тела. Белые медведи отличные пловцы. Вода не протекает им под шубу и они всегда остаются сухими. Питается  рыбой, тюленями, морскими водорослями, яйцами птиц. Зимует в берлоге изо льда и снега. В ноябре или декабре мамаша выкапывает  в снегу берлогу, через 1-2 месяца на свет появляются 2 – 3 малыша, которые похожи на щенят и остаются в этой берлоге с матерью до наступления весны. Заботиться медведица о своих детях еще примерно два   года. А затем молодые медведи живут самостоятельно.

Чтение текста (стр. 72) и работа по нему.

- Что находится на Северном полюсе? (Северно-Ледовитый океан- вода).

- Что находится на Южном полюсе? (Антарктида, материк – суша).

- Что запомнилось вам о жизни белого медведя? (Какой факт запомнился?)

    (ответы детей)

4. Практическая работа.

а) А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей?

(На доске образцы аппликации).

Аппликация – из резаных ниток (показ образца).

б) Напомните, как мы готовим нитки? (Взяли нитки белые шерстяные, обмотали ими пальцы левой руки (левша – правой руки), сняли нитки и нарезали кусочки приблизительно 5 мм длиной).

в) Назовите этапы работы:

-  Обведи силуэт медвежонка по шаблону на картон синего или голубого цвета.

-  Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки.

-  Сверху приклеить глаз и носик (нитки).

5. Самостоятельная работа (во время работы тихая мелодия).

«Колыбельная медведицы»

6. Анализ работ (выставка).

7. Итог урока.

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В 1 классе дети знакомятся со  знаками  арифметических  действий «плюс» и «минус» и их  смысловым значением, знаками сравнения «больше», «меньше», «ровно», терминами «равенство», «неравенство».

Большое внимание уделяется работе над решением задачи. Уже на начальном этапе у учащихся должен быть четко отработан механизм нахождения отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действия.

Немаловажная роль на уроках математики в 1 классе отводится работе над геометрическим материалом. Ученикам прививается умение чертить простейшие геометрические фигуры, знакомятся с понятиями «прямая линия», «отрезок», «многоугольник» и т.д.

Интегрированные уроки математики помогают учащимся полно и прочно усвоить программный материал, прививают интерес к предмету, снимают напряжение на уроках, позволяют каждому ребенку раскрыть способности, проявить себя.

Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, и она не казалась им скучной, сухой, трудно преодолимой наукой, считаю, что целесообразно в учебный процесс включать там, где это возможно, элементы истории математики, сведения из прошлого России.

Форма сообщения сведений может быть различной: это показ фрагмента диафильма, решение задачи, разъяснение рисунка, работа по картине, краткая беседа или справка, использование старинных математических игр. Таких уроков ученики ждут с нетерпением.

Приведу пример фрагмента урока математики, который проводился с использованием исторических сведений.

Тема:

а) по математике: «Приемы устных вычислений в пределах 1000» (закрепление).

б) по истории: «Из истории счета и десятичной системы счисления».

Цели:

- закрепление приемов устных вычислений в пределах 1000;

- углубление понимания изучаемого фактического материала;

- развитие познавательного интереса к математике, истории;

- расширение кругозора учащихся, повышение их общей культуры;

- воспитание взаимопомощи.

Оборудование: репродукция картины Н.П. Богданова – Польского «Устный счет», плакаты с изображением старинных таблиц умножения и деления, индивидуальный раздаточный материал.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

        И  100 РИЯ

На уроке будем закреплять изученные приемы устных вычислений в пределах 1000. Гостем на уроке будет еще одна наука

 Значит, на уроке мы узнаем интересные сведения из истории счета, математики.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1) Актуализация знаний о последовательности чисел в пределах 1000. зрительный диктант.

Игра «Числовая карусель».

801 861 831 851 841 108

- Числа запоминаются (учитель убирает плакат). Дети в парах работают по воспроизведению чисел.

-  Какое лишнее число? Почему?

- Каким числом его можно заменить?

- Расставьте карточки с числами в порядке убывания.

На оборотной стороне каждой карточке написано слово. Если расположить числа правильно, то прочитаете пословицу. Объясните смысл пословицы.

    861                 851                 841              831                  801

По

работе

и

работника

знают.

 

- Чем похожи числа? Чем они отличаются?

- Дополните каждое число до 90 десятков.

2) Исторические сведения:

Для чего надо уметь считать? Всегда ли люди умели считать? (Затем идет краткая информация о наших предках, о постепенном появлении счета, начиная с первобытнообщинного строя).

4. Закрепление пройденного материала.

1) Вспомните приемы сложения чисел в пределах 1000, узнайте, является ли квадрат магическим.

Игра «Числовой коврик» - работа по группам.

200

400

300

400

300

200

300

200

400

Цель: развитие логического мышления; формирования навыков коллективной работы.

2) «Математическая эстафета». Соревнуются учащиеся 2-х рядов. Третий ряд – эксперты. Затем идет работа над решением примеров; индивидуальная работа, самостоятельная работа по отработке устных приемов умножения и деления.

3) Исторические сведения..

Для того, чтобы вычислить результат, часто удобно определить в числе общее количество десятков

1 дес. – 10 ед.

1 сот. – 10 дес.

1тыс. – 10 сот.

100 : 50               600 : 200

800 : 400           1000 : 500

Способ счета послужил основой образования десятичной системы счисления. На ранних ступенях развития общества люди считали с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать на пальцах очень большие совокупности предметов, к счету привлекали много участников. Один считал единицы, второй – десятки, а третий – сотни. Например, нужно посчитать 562 + 234. Считали так:

5 пальцев третьего человека

6 пальцев второго человека

2 пальца первого человека

И

2 пальца третьего человека

3 пальца второго человека

4 пальца первого человека

Получилось 7 пальцев третьего человека, 9 пальцев второго человека, 6 пальцев первого человека. Конечно, это было неудобно. Постепенно вместо пальцев почти все народы пользуются десятичной системой счисления.

- Затем идет знакомство с первыми «цифирными», т.е. математическими школами, открытыми при Петре 1.

- Работа по репродукции картины Н.П. Богданова – Бельского «Устный счет».

- Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета, художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. (Идет беседа по картине).

Далее на уроке проходит исследовательская работа в парах по решению примеров и задач. Подведение итогов.

Включение историко-познавательных сведений в образовательное пространство младшего школьника решает методологические и педагогические задачи;

- установление диалектической взаимосвязи между историей страны и историей развития математики;

- углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету;

- активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеурочной работой учащихся и приобщение их к самостоятельному добыванию заданий.

Учащимися собран исторический материал, используемый на уроках математики в начальных классах. Это:

- история линейки;

- как появились меры длины на Руси;

- денежная система в Древней Руси;

- как люди научились измерять время;

- история возникновения знаков (+) и (-);

- о бесконечности ряда натуральных чисел;

- измерение площади на Руси и т.д.

Использование на уроках и внеклассных занятиях по математике элементов из ее истории способствует развитию интереса у учащихся и предмету, а также имеет познавательные и воспитательные значения. Одним из эффективных методов проведения такой работы служит решения старинных задач. Например, задача: «Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придет учеников столько же, сколько я имею, и полстолько и четверть столько и твой сын, то будет у меня 100». Сколько учеников в классе?

Решение:

Из схемы легко найти решение:                                                                       100 уч-ся

(100 – 1) : 11 = 9

9 · 4 = 36

Ответ: в классе 36 учащихся.

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Особенно первый этап – анализ текста задачи.

Текст задачи – это рассказ о некоторых жизненных фактах: «Маша пробежала 100 м, а навстречу ей ….», «Ученики первого класса купили 12 гвоздик, а ученики второго…», «Мастер  сделал за смену 20 деталей, а его ученик…».

В тексте важно все: и действующие лица, и их действия, и числовые характеристики. Умение ориентироваться в тексте математической задачи – важный результат и важное условие общего развития ученика. И заниматься этим нужно не только на уроках математики, но и на уроках чтения, ИЗО и др.  Условия многих задач – хорошие темы для  рисунков. И любая задача – хорошая тема для пересказа. В классе есть уроки театра, и некоторые математические задачи мы инсценируем.

Разумеется, все эти приемы: пересказ, рисунок, инсценировка – могут иметь место и на самих уроках математики.

Итак, работа над текстами математических задач – важный элемент общего развития ребенка, элемент развивающего обучения.

Наиболее важным этапом учебно-воспитательной работы на уроке является подведение итога урока. Что дал урок? Достигнута ли цель? Решает ли поставленные цели?

В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.

Результаты годовых административных контрольных работ.

3 кл.

4 кл.

1 кл.

Предметы

У.О.

К.З.

У.О.

К.З.

У.О.

К.З.

математика

100%

81%

100%

80%

100%

89,9%

Главное, получить высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени, чтобы урок способствовал умственному росту, развитию и воспитанию учащихся, привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности к умению работать творчески.

Проведение интегрированных уроков позволяет достичь выполнения определенных целей и задач:

1.  Более глубокое  изучение материала (предмет – явление – действие) с разных сторон.

2. Дает возможность лучше понять урок и запомнить то, что он изучает.

3. Развивает внимание, умение слушать, переключаться от одного предмета (явления) на другое и т.д.

                Вывод:

«Интеграция – один из путей развития познавательных интересов учащихся».

                           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа создает самое  ценное – будущую нашу смену. От учителей во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами.

Мир детской души… Простой и знакомый на первой взгляд, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая радость или первая горечь,  первая правда или первая ложь. Кто виноват в этом? Кто оставил первый добрый или злой след? Учитель наставник и друг учеников должен найти на все ответ.

Тридцать лет  я проработала в Вахрушевской средней школе. Из них двадцать лет учителем начальных классов. Пять поколений моих выпускников  перешагнули уже первую ступень общеобразовательной школы, сохраняя хорошее качество знаний и самое важное в них – гуманность, ответственность маленького человека на большом и трудном пути.

Метод экспресс – опроса родителей показывает, что дети с большим желанием посещают школу, часто рассказывают дома что-то новое, интересное. Сами родители стали жить интересами ребенка. Такая оценка родителей показывает, что я выбрала верный путь на повышение познавательных интересов учащихся.  

Ощущение успеха – важнейший фактор, способствующий росту мотивации учащихся. И если, заканчивая школу, в сочинении «На кого бы вы хотели стать похожими?» многие  девушки написали о своей первой учительнице, то  это говорит о том, что учитель своим  трудом, своими жизненными принципами: посвятить свою жизнь людям, своей любовью и уважением к детям, к педагогической профессии, сумел оставить неизгладимый след в сердцах и душах своих первых учеников. Они стараются подражать и стать такими людьми, как их первый учитель.

Я считаю: если сам учитель стремится к главной цели – повышению своего педагогического профессионального мастерства, то постепенно начинает замечать, что преподавательская деятельность доставляет ему удовольствие и пробуждает искренний интерес. А это всегда только плодотворно сказывается на воспитании и обучении школьников,  на их повышении познавательного интереса к учению - вообще.

Сравнительная характеристика качества знаний по предметам

         

 3 кл.

4 кл.

1 кл.

                   

100%

80%

60%

40%

20%

0%

           Чтение                            русский язык                      математика

Путь обновления содержания образования – интеграция, как ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия окружающего мира.

Интегрированный подход дает возможность рассматривать процессы общения, познания и учения как деятельности. В процессе творческой деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, прежде всего самому себе.                            

Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперед по пути познания и творчества.

    

А достижения на конец начальной школы должны показать уровень развития знаний, умений, навыков и ценностных отношений:

  • обеспечивающих адаптацию школьников к окружающей природной и социальной среде;
  • формирование нового социального статуса ученика, школьника;
  • определяющих их активное участие в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общения и т.д.);
  •  обеспечивающих формирование личностного отношения к окружающему миру;
  • показывающих готовность к дальнейшему обучению и определенный уровень общей эрудиции школьника.

Таким образом, достигается формирование  разных граней культуры человека: физической, интеллектуальной, эстетической, коммуникативной и др.

Перечисленное выше -  лишь малая часть тех возможностей, которые предоставляет интеграция обучения. Область использования таких уроков чрезвычайно широка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Е. В., доцент, кандидат педагогических наук.  «Об уроке в начальной школе». Ж. «Начальная школа» № 4 2000 г. с. 35-39.

2. Бутузов И.Т. «Дифференцированное обучение – важное дидактическое обучение школьников» - М. 1968 г.

3. Выготский Л.С. «Мышление и речь» (Проблемы общей психологии) - М. 1982 г. Т.2.

4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.    «Родная речь» -  М. 1998 г.

5. Кудряшова Н.А., педагог школы г. Магнитогорска. «Из опыта работы по программе А.А. Плешакова» - Ж. «Начальная школа» № 4 2001 г. с. 100-102.

6. Леонович Е.Н., кандидат педагогических наук. «Предмет русского языка и задачи развития речи» - Ж. «Начальная школа» № 4 2000 г. с 97-104.

7. Левина С.А. « Современные открытые уроки», серия «Учитель» - 2003 г.

8. Максимова В.Л. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы» - М. 1987 г. с.21.

9. Перекатьева О.В. «Современные открытые уроки». Серия «Школа радости» - 2002 г.

10. Фефилова Е.П. «Разработки по курсу «Окружающий мир» - 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской  общественно государственной  детско – юношеской  организации: &la...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий.

laquo;Продуктивное использование новых образовательных технологий в группе продленного дня. Перечень используемых новых образовательных технологий в образовательном процессе». Методы и формы ор...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий.

quot;Продуктивное использование новых образовательных технологий в группе продленного дня. Перечень используемых новых образовательных технологий в образовательном процессе». Методы и формы орг...