Методики технологии критического мышления
материал

Я считаю,что  необходимо  уделять большое  внимание в ходе уроков  созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий  и интеллектуальный потенциал учащихся.  Использование элементов  технологии критического мышления позволяют это сделать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

                               Использование технологии критического мышления на уроках.

       Приняв развитие мышления учащихся на уроке за приоритетное направление в своей педагогической деятельности, я обрела собственный смысл взаимодействия с учениками. Главным становится передача средств познания, т.е. методологии истории. Образно говоря -  мои ученики получают «удочку», которую, согласно японской пословице, должен передать учитель, а «рыбу» они теперь могут ловить сами. Этой «удочкой» являются приёмы критического мышления.

    О  технологии критического мышления я узнала, посещая открытые уроки коллег. Понравилась сама психология критического мышления – это направленное мышление. Помысли одного из авторов этой технологии Д. Халперна: «Критическое мышление – эти использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получение желаемого конечного результата». Я изучила литературу по этой теме: наиболее часто в практической деятельности обращаюсь к книге Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке»,  М.: Просвещение, 2004г.  И пришла к выводу, что критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью. Данная технология позволяет решать задачи:  

     - образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В  основе данной технологии лежит дидактическая закономерность – « вызов – осмысление – рефлексия».

    Технологический аспект критического мышления составляет базовая модель урока, которой пользуюсь и я, состоящая из трёх стадий. Первая стадия – вызов. Задача фазы: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Главное – добиться того, чтобы ученики поняли. Что данная тема имеет непосредственное отношение к их реальной жизни.

Вторая стадия – осмысление. Это ведущая стадия в построении урока. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знаний «старых» к знаниям «новым». Ученики читают (слушают) текст, используя активные методы чтения, делают пометки на полях, или ведут записи по мере осмысления информации.

 Третья стадия – рефлексия: Задача фазы: Возвращение к первоначальным записям, предположениям; происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации; формируется у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу; происходит поиск тем для дальнейшей работы.

И всё же главным остаётся живое общение участников урока, где поддерживается интерес к предмету, создаётся атмосфера сотрудничества и творчества. На каждой стадии урока я использую определённые приёмы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

     Приведу примеры приёмов и стратегий, которые наиболее эффективно и часто использую в своей практике на уроках, классных часах, в творческих делах:

1. «Знаю-хочу узнать – узнал»  или «Знал - узнал - не понял»

Цель: диагностика  личностных УУД(действий смыслообразования), регулятивных УУД

Описание

Знал

Узнал

Не понял

В 1 графе пишут знания на начало учебного занятия, последние две заполняют в конце учебного занятия. Анализируют написанное.

Цель:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1 и 2 графы заполняются в начале учебного занятия, последняя –в конце учебного занятия. Анализируют написанное.

Оценивается умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё  неизвестно, умение вносить  дополнения и корректив в план и способ действия, выделять и осознавать то, что изучено, и то, что ещё предстоит изучить

2. Составление Кластера.

Цель: диагностика познавательных (знаково-символических, общеучебных) УУД

Описание

Обучающимся дается текст для изучения. Задание - составить по нему кластер(схему), отразив основные понятия и  их связи, образы и их черты, явления и их составляющие ( в зависимости от текста)

Оценивается:

  • Умение выделять основные понятия, явления, образы
  • Умение определять родо-видовые связи, или составляющие понятия, или черты образа
  • Умение структурировать понятие
  • Умение делать выводы

        

Оценивается умение  структурировать знания с помощью различных знаковых моделей, преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта

3.Концептуальная таблица»

Цель:  диагностика познавательных УУД (логических, общеучебных)

Описание: Сравнить объекты и заполнить таблицу

Объекты сравнения

критерии сравнения 1

критерии сравнения 2

критерии сравнения 3

I

II

III

Оценивание

Умение выделять:

  1. объекты сравнения
  2. критерии сравнения
  3. общие черты
  4. различные черты

Чем больше критериев выделяется, тем выше уровень развития действия сравнения

4.Умение задавать вопросы»

Цель: диагностика познавательных (общеучебных) УД

Описание:

 Обучающимся дается текст для чтения.

Задание 1: Сформулируйте по 10 вопросов «толстых» и  «тонких».

Оценивание:

Количественное и качественное. Количественное-

Высокий уровень-8-10вопросов

Средний уровень-6-7 вопросов

Низкий уровень – менее 5 вопросов

Качественное- «тонкие» вопросы

Критерии- должны начинаться с вопросных слов «где, когда, кто, что, сколько»,

                    Ответ на вопрос должен быть в только тексте

«толстый»  вопросы

Критерии -  должны начинаться с вопросных слов «где можно применить, почему, зачем. Что дальше, объясни причины, что, если»,

   Ответы должны содержать собственное мнение с опорой на текст

Задание 2: Сформулируйте вопросы разных видов- простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические

Оценивание:

Количественное- сформулированы все 6 видов вопросов –высокий уровень

                                                                   4-5 вопроса – средний уровень

                                                                   Менее 4вопросов – низкий уровень

Качественное – правильное формулирование (содерджание) вопросов разных видов

МЕТОДИКА познавательных способностей через выявление и аргументированное решение проблемы текста

Цель : диагностика познавательных УУД ( исследовательсие умения, поиск и выделение необходимой информации, речевые навыки)

1.Умение формулировать проблему исходного текста

Критерии

баллы

УУД

Обучающийся верно сформулировал  одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

сформировано

Обучающийся не смог верно сформулировать ни одну из  проблем исходного текста

0

Не сформировано

2.Умение комментировать сформулированную проблему исходного текста

Критерий

баллы

УУД

Сформулированная обучающимся проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.                      

2

Высокий уровень сформированности

Сформулированная обучающимся проблема исходного текста прокомментирована,

Но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста.                    

1

Средний  уровень сформированности

Сформулированная учащимся проблема не прокомментирована,

или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная учащимся проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

0

Не сформировано


3.Умение понимать и отражать позицию автора исходного текста

Критерии

баллы

УУД

Обучающийся верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной

проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции  автора исходного текста, нет.                          

1

сформировано

Позиция автора исходного текста обучающимся сформулирована неверно,

или позиция автора исходного текста не сформулирована.                          

0

Не сформировано

4.Умение аргументировать собственное мнение по проблеме

Критерии

баллы

УУД

Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).                                  

3

Высокий уровень сформированности

Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

Или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.                  

2

Средний уровень сформированности

Обучающийся выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.                                                                                                                                                      

1

Низкий уровень сформированности

Обучающийся сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не

согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,

или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.                                        

0

Не сформирован

3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование).

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Инструкция: Прочитай текст, проверь его, исправь ошибки.

Критерии оценивания: подсчтитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

Уровни сформированности внимания:

0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания.

3-4 – средний уровень внимания;

Более 5 – низкий уровень внимания.

Текст

В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. На новогодней ёлке висело много икрушек. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стрекогчет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

6. Фишбон

Цель: диагностика познавательных УУД

Описание:

Обучающимся предлагается текст для прослушивания или чтения. Задание –заполнить схему -сформулировать проблему, назвать причины возникновения изучаемой проблемы, факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, путь решения проблемы.

                                                      Причины проблемы    

                                               

        

                                                                   Факты

Оценивается умение выделять проблему, находить её причины, факты, их объясняющие, делать выводы.

Есть ещё другие интересные приёмы этой технологии, применяя которые я сделала свои уроки более увлекательными, содержательными и результативными.

      Очень важно уделять значительное внимание в ходе уроков  созданию благоприятной психологической обстановки, позволяющей раскрыть творческий  и интеллектуальный потенциал учащихся.  Использование элементов  технологии критического мышления позволяют это сделать. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, побуждаю ученика играть активную роль на уроке и быть уверенным в себе. Ученики на моих уроках активно участвуют в разговоре, выдвигают свои версии не боясь ошибиться. При этом я стараюсь избегать категоричных суждений, выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления

В локументе представлены способы развития критического мышления....

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...