Пограмма по саморазвитию профессиональной компетентности
рабочая программа

Конради Лариса Анатольевна

Реализация данной программы планируется через посещение семинаров, вебинаров, участие в заседаниях  ресурсно-методических  центров, в профессиональных конкурсах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл len.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

начальных классов

Конради Ларисы Анатольевны

Учитель живет до тех пор, пока учится;

как только он перестает учиться, в нем умирает учитель...

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. Современной школе нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.

Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Цель программы: раскрытие и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала учителя для успешной самореализации.

Задачи:

- Формирование педагогической компетентности в области профессиональной, общеобразовательной и предметной подготовки;

- Формирование  и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом требований ФГОС ООП начальной школы;

- Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей  образовательной среды;

- Формирование педагогической компетентности в области обеспечения  информационной основы  педагогической деятельности: освоение  современных педагогических технологий;

- Формирование  педагогической компетентности в области мотивирования  обучающихся на совершенствование УУД;

Концептуальное обоснование программы:

Программа осуществляется как процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование учителем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности.

За основу при составлении программы взяты положения следующих концепций:

- концепция целостного процесса формирования личности (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Ю.П. Сокольников и др.);

- ценностные основы образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, М.С. Коган, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.);

- концепция педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);

Методы работы по программе:

-теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме,

-анализ учебных программ;

-обобщение эффективного педагогического опыта;

-наблюдение, беседы (интервью), анкетирование;

-анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей;

-моделирование;

-организация опытно-экспериментальной работы;

-социологическое исследование;

-методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки;

-тесты- опросники субъективного контроля.

Формы деятельности учителя по программе:

-курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;

-методические практикумы в школах;

-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;

-подготовка к аттестации;

- научно-практические конференции;

-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;

- освоение информационных технологий образования и воспитания;

-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;

-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;

- работа творческих мастерских учителей-исследователей;

- проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.

Самообразовательная деятельность учителя, смоделированная по этой программе сочетает следующие структурные и функциональные компоненты:

  1. Ценностно-мотивационный компонент:

осознание личностной значимости и смысла педагогической деятельности;

- потребность в профессиональной и личностной самореализации;

- смыслообразующие мотивы самообразования (потребность в профессиональном и индивидуально-творческом саморазвитии);

- способность реализовать свой творческий потенциал.

2. Когнитивно-содержательный компонент:

знание теории и методики самообразовательной деятельности;

- освоение личностно-ориентированных технологий самообразования;

- развитый интеллект, эрудиция;

- интерес к научно-творческой деятельности.

3. Эмоционально-волевой компонент:

- позитивное восприятие себя как педагога;

- настойчивость в реализации целей саморазвития;

- эмоциональная устойчивость в процессе преодоления трудностей при самообразовании;

- владение способами саморегуляции.

4. Конструктивно-практический компонент:

- проектирование программ индивидуально-творческого саморазвития;

- владение способами самоопределения, самореализации в процессе личностно-профессионального роста;

- проявление активности и самостоятельности в деятельности по саморазвитию;

- способность реализовать свой творческий потенциал.

5. Коммуникативный компонент:

- гуманистическая позиция по отношению к детям, педагогической деятельности;

- потребность в общении, взаимодействии с учащимися;

- проявление эмпатии;

- владение технологиями диалогового общения, сотрудничества.

6. Рефлексивный компонент:

- осознание ценности анализа и самоанализа процесса и результата профессионально-личностного становления;

- способность к самоизучению, личностной оценке профессиональных достижений и собственного жизненного опыта;

- владение методиками самооценки профессионально-личностного становления;

- способность корректировать условия и обстоятельства профессионально-личностного саморазвития.

Планируемые результаты:

В области профессиональной подготовки:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями: профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б) знать:

– философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

– возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

– методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

– показатели формирования гражданской зрелости человека;

– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие

технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

– правовые нормы отношений участников образовательного процесса.

в) уметь:

– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

– осуществлять профессиональную рефлексию;

– вести документацию.

г) владеть:

– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и

организационной культуры в образовательном учреждении;

– современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации.

В области общеобразовательной подготовки:

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями.

В области предметной подготовки:

а) знать:

– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях.

б) уметь:

– использовать частные методики;

– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

– разрабатывать программы внеурочной деятельности;

– разрабатывать дидактические материалы.

Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

 - качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);

-  учебные достижения обучающихся, уровень обучаемости и обученности школьников;

 - степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

-  качество организации образовательного и воспитательного процесса;

- количество обучающихся, принимавших участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня;

- количество и качество творческих работ обучающихся

Реализация программы

 Этапы самообразовательной деятельности педагога:

1)   самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин;

2)   осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития (в зависимости от уже имеющегося уровня: совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, формирование педагогического мастерства, творчества); самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей;

3)   актуализация проблемного поля самообразования;

4)   работа с источниками информации по теме самообразования;

5)    определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой;

6)   реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме;

7)   демонстрация наработанного материала (презентация, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчёт, серия открытых уроков, публикации в периодических педагогических изданиях и др.);

8)   самоконтроль выполнения запланированного;

9)   корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости);

10) самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана;

11) определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направлений деятельности.

ПРОФЕССИОГРАММА

1.Сведения о преподавателе.

Образование:

- средне – специальное, «Омский учебно – педагогический комплекс №2», 1992г.

Специальность, квалификация (по диплому): Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. Учитель начальных классов.

- высшее профессиональное, Омский государственный педагогический институт, 2013г.

Специальность, квалификация (по диплому): Социально – педагогическое сопровождение младшего школьника. Бакалавр педагогики по направлению «Педагогика».

Педагогический стаж: 22 года с 1992 г.

Стаж работы в БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 61»: 8 лет с 2010г.

Квалификационная категория, дата присвоения: первая квалификационная, 27 февраля 2015 г.

Должность: учитель начальных классов

Курсы повышения квалификации за предыдущие 3 года (Тема, образовательное учреждение, год, объем часов):

2010 г. «Федеральные государственные общеобразовательные стандарты: концепция и реализация» - 72 ч.

2011 г. – «Программа «Истоки». Особенности методики» - 24 ч. (ЧНОУ «Истоки» г. Вологда).

2014 г. - «Анализ и проектирование уроков в условиях реализации ФГОС» - 72 ч.

Научно-методическая тема:

« Использование технологии группового обучения на уроках в начальной школе».

Награды: название, год вручения (включая благодарственные письма, грамоты)

Награждена почетной грамотой Министерства образования Омской области (2014 г.),

Благодарственное письмо Омского государственного театра «Арлекин» (2014 г.),

Почетная грамота ЦДО «Снейл» ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (2014 г.),

Благодарственное письмо ДОЛ «Спутник» (2013 г.),

Благодарственное письмо Института Продуктивного обучения Российского оргкомитета международного математического конкурса – игры «Кенгуру» (2013 г.),

Благодарственное письмо БОУ ОО СПО «Омский педагогический колледж № 2» (2012 г.),

Почетная грамота ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет «ЦОИ (2012 г.),

Благодарственное письмо ЦДО «Перспектива» (2011 г.),

Благодарственное письмо депутата ЗС Омской области, генерального директора ХК «Акция» С.П. Калинина (2010 г.);

Благодарственное письмо регионального координационного комитета (2009 г.),

Благодарственное письмо МУК «Центральна система муниципальных библиотек г. Омска» (2009 г.),

Благодарственное письмо депутата ЗС Омской области, генерального директора ХК «Акция» С.П. Калинина (2010 г.);

Перспективный план работы по программе

1.Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС

Вопросы

введения ФГОС

Литература,

нормативные

правовые

документы

Задачи

использования

литературных

источников

сроки

Форма

отчетности

Результат

Изучение

основополагающего документа

Приказ № 373 от 06.10.2009 года Минобрнауки России « Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Знакомство с основополагающим документом

Структура ФГОС

ФГОС НОО/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.:Просвещение,2010.-

(Стандарты второго поколен.)

Изучить структуру и

содержание

ФГОС НОО

Как проектировать

универсальные

учебные действия

в начальной школе

Изучить виды УУД, их формирование

средствами

предмета и

внеурочной

деятельности

ШМО учителей

начальных классов, октябрь 2021г.

Основная образовательная

программа

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/[сост.Е.С. Савинов].- М.:Просвещение, 2010

Изучить структуру и содержание основной образовательной

программы

Духовно-

нравственное

развитие и

воспитание

Концепция духовно-

нравственного

развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение,

2010.

Изучить Концепцию

духовно-нравственного развития, ознакомиться с новыми задачами развития и воспитания.

Внеурочная

деятельность

школьников

Внеурочная деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010

Изучить методические

рекомендации по

организации внеурочной

деятельности,

виды, формы и

уровни результатов

деятельностиучащихся.

Новые базовые

технологии

обучения

Петерсон Л.Г.,

Кубышева М.А.

Типология уроков

деятельностной

направленности.-

М.: АПКиППРО,

УМЦ «Школа 2000…», 2008г

Изучить

структуру уроков

деятельностной

направленности,

особенности

организации

обучения

Система оценки

Трофимова А.Н., Клецун С.В., Галимова И.В.: Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. ФГОС - Издательство: Учитель, 2015 г.Серия: Управление образовательным процессом

Изучить систему оценки, особенности

организации

обучения

2.Разработка методических материалов, обеспечивающих введение

ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса

Задачи и содержание

деятельности

сроки

Форма представления результатов

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

Корректировка и уточнение рабочих

программ по учебным предметам.

(УМК «Школа России» 1-4 классы)

В течение учебного года

Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих

программ по предметам.

Приказ директора школы

Создание системы внутренней

накопительной оценки достижений учащихся

В течение учебного года

Портфель достижений обучающихся 4 класса

Заседание МО учителей начальных классов «Реализация технологии Портфель достижений в образовательном процессе в начальных классах в условиях ФГОС»

Разработать программу воспитывающей

деятельности класса

Сентябрь - октябрь

Программа развития и воспитания обучающихся класса

Октябрь текущего года Заседание МО классных руководителей при замдиректора по УВР

Разработать программы внеурочной деятельности по направлениям

Сентябрь

Календарно – тематические планы

Составление (выбор) комплексных диагностических и проверочных работ

Декабрь, май

Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных работ

Заседание МО учителей начальных классов в течение учебного года

Выявление и отбор способов и средств формировании УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и пр.)

В течение

учебного

года

Методические разработки

Анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседаниях МО учителей начальных классов

Разработка сценариев уроков всоответствии с требованием ФГОС

В течение

учебного

года

Открытые уроки

Самоанализ и анализ открытых уроков на заседаниях МО учителей

начальных классов в течение года

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Учитель указывает тему, по которой предполагает обобщить свой опыт введения ФГОС.

Ноябрь

Урок, внеурочное мероприятие

МО учителей начальных классов

Выступление на педагогическом совете школы: «Разработка диагностического инструментария для отслеживания сформированности УУД в рамках учебного предмета «математика».

декабрь

Доклад

администрация и педагоги школы

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных)

разного уровня

В течение года

Активное участие

Семинар учителей

4. Участие в системе школьной методической работы

В течение учебного года

методическая взаимопомощь,

представление опыта работы. (Выступление)

Семинар в рамках плана научно-

методической работы школы

Декабрь 2013 года

Подготовка выступления в соответствии с темой семинара;

Оказание помощи коллегам в подготовке к выступлению.

Школьная научно-методическая выставка

Май 2014 года

Участие в выставке в качестве

представляющего материал; представление опыта работы (статьи, разработки уроков, авторские программы, проекты и др.)

Конференция школьников

Май 2022 года

Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение участников конференции

Участие учеников в конференции

Предметные декады

Ноябрь 2022 года

Организационно-педагогические

мероприятия в рамках плана предметных декад

Реализация школьных комплексных

целевых программ

Август-сентябрь 2022 года

Разработка программы развития и

воспитания обучающихся класса с учётом школьных комплексных целевых программ

Подборка информационных ресурсов Интернета

В течение учебного года

Создание методической копилки учителя начальных классов

5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы

Стажировочная площадка ИРО86

2021

открытый урок

Статья «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога с младшими школьниками из неблагополучных семей».

Участие в работе Всероссийской научно - практической конференции «Детство, открытое миру»

2021

публикация в сборнике

Портфолио  ученика начальной школы, как средство оценки личностного самосовершенствования

Стажировочная площадка ИРО86

2021

мастер - класс

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Пустыни».

Стажировочная площадка ИРО86

2021

открытый урок

Внеурочное занятие кружка «Я- гражданин России» по теме: «Мой любимый город Нижневартовск».

Стажировочная площадка ИРОО Омской области

2021

открытое внеурочное занятие

6. Работа по подготовке других учителей школы к введению ФГОС

конструирования уроков в

соответствии с требованием ФГОС

В течение учебного года

7. Самооценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС

Что оценивается

Оценки

Не владею

Имею

представление

Уверенно

владею

Могу оказать

методическую

помощь

учителям

Разработка для своего класса программы развития и воспитания обучающихся, способствующей достижению уровня развития учеников в соответствии с «портретом выпускника начальной школы», представленном в ФГОС

Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета

Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия федеральному перечню

Разработка (корректировка и уточнение авторских) рабочих программ по учебным предметам

Составление (выбор) комплексных проверочных работ

Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ

Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся)

Выявление и отбор способов и средств формировании УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и пр.)

Использование образовательных технологий деятельностного типа:

- ИКТ

-Проектно-исследовательские

Другие (указать какие)

Разработка и реализация индивидуального плана методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификационным характеристикам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...