Школа Развития: Математика. 5-7 лет
рабочая программа по математике
Дополнительная общеразвивающая программа по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА» составлена на основе авторской образовательной программы «Вся дошкольная программа. Математика» С.Е. Гавриной, предназначенной для занятий с детьми 5—7 лет, разработанная в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени, считать и сравнивать числа первого десятка, решать простые задачи, различать геометрические фигуры.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому на подготовительной к школе ступени обучения особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Данная программа по развитию элементарных математических представлений детей считается подготовительной к школе и предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми на предыдущих ступенях обучения. При решении математических задач уделяется внимание не столько поиску ребёнком ответа, а обнаружению им разнообразных путей решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shr_matematika.docx | 32.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Мулянская средняя школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Мулянская средняя школа» ______ Н.Ю. Бажукова Приказ № _____ от «30» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школы развития
по развитию математических способностей
5-7 лет
2021-2022 учебный год
О.А. Шаравьева
учитель начальных классов
высшей категории
п. Мулянка, 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………..........….3
Тематическое планирование………………………………………………….10
Ожидаемый результат усвоения программы...................................................11
Список литературы............................................................................................14
Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА» составлена на основе авторской образовательной программы «Вся дошкольная программа. Математика» С.Е. Гавриной, предназначенной для занятий с детьми 5—7 лет, разработанная в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени, считать и сравнивать числа первого десятка, решать простые задачи, различать геометрические фигуры.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому на подготовительной к школе ступени обучения особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Данная программа по развитию элементарных математических представлений детей считается подготовительной к школе и предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми на предыдущих ступенях обучения. При решении математических задач уделяется внимание не столько поиску ребёнком ответа, а обнаружению им разнообразных путей решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей
Цель программы: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка, преодоление факторов дезадаптации за счёт выравнивания стартовых возможностей каждого ребёнка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Формировать простейшие математические представления.
2. Формировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа.
3. Учить сравнивать множества.
4. Научить определять состав числа из двух меньших в пределах первого десятка и образованием чисел второго и последующих десятков путем разложения числа на десятки и единицы.
5. Способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях. Учить решать простейшие арифметические задачи.
6. Различать и называть математические знаки сравнения: >, <, =, научиться использовать их при сравнении предметов, чисел.
7. Введение в активную речь простейших математических терминов.
8. Формировать правильную речь, обучая правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
9. Сформировать представление о плоских и объёмных геометрических фигурах.
10. Сформировать представление о времени и пространстве.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение.
2. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.
3. Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи.
Воспитательные:
1. Формировать мотивацию к учебной деятельности.
2. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.
3. Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
4. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
5. Активизировать навыки использования полученных знаний и умений на практике.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
• учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• системность и плановость;
• уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• занимательность, непринуждённость, игровой характер учебного процесса;
• развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
• наглядность;
• контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.
В соответствии с логикой развития ребёнка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по данной программе инварианта. Её цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали»: т.е. один и тот же основной круг понятий рассматривается на разном уровне сложности. Новые знания открываются с помощью педагога путём анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.
Основополагающие идеи программы:
- создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
- создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
- формирование психологической готовности к школе.
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип минимакса;
- принцип целостного представления о мире;
- принцип вариативности;
- принцип творчества;
- принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Срок реализации программы – 7 месяцев (с 1 октября по 30 апреля).
Режим занятий: один раз в неделю по одному «уроку». Продолжительность «урока» - 20 - 25 минут. В группе — 12—15 человек.
Структура занятий.
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и изучению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.
Проводя занятия, важно органически связать его части, обеспечить правильное распределение умственной разгрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.
Для того чтобы дети лучше поняли и запомнили программный материал, педагог может попросить их выполнить некоторые задания дома под контролем родителей, которым, в случае необходимости, разъясняются отдельные задания и способы их решения.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- выполнение домашних заданий по желанию ребёнка и обязательная их оценка преподавателем - наклейка
Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед в течение учебного года.
Содержание учебного предмета.
Количество и счет
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, называют их в прямом и обратном порядке, соотносят заданное количество предметов с цифрой, определяют на слух пропущенное число, называют его, определяют предыдущее и последующее число, отвечает на вопросы «Сколько?» , «На котором по счету месте?». Большое количество графических заданий (рисование палочек, узоров, кривых и ломаных линий, штрихование и раскрашивание, выполнение графических диктантов) развивают мелкую моторику.
Ребенок учится составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1; учится раскладывать число на два меньших его числа и составлять из них большее: 8 – это 4 и 4 или 3 и 5.
Дети работают с основными математическими знаками: +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач на наглядной основе. Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по картинкам и сами их решают.
Геометрия
На занятиях по этой теме дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. При помощи ученической линейки измеряют длину, ширину, высоту предметов (в см) и сравнивают несколько предметов по данным измерениям. Дошкольники активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Они учатся сравнивать предметы, используя методы наложения и приложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2-3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 2-3 признакам. Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз). На занятиях пользуются такими понятиями, как линия, прямая линия, кривая линия, отрезок, точка, угол, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник и др.; рисуют их и узнают в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур
Ориентировка в пространстве
На занятиях по этой теме дети определяют положение предмета в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки: усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Кроме того, дошкольники учатся ориентироваться по словесной инструкции и по плану, определяют свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне. При этом они должны правильно употреблять в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.
Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, на странице книге, в строчке и в столбике клеток; знакомятся с зеркальным отображением.
Ориентировка во времени
На занятиях по этой теме дети называют, какой сегодня год, месяц, день недели, какое время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой день сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Активно используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно. Знакомятся с мерами времени: минута, час. Учатся устанавливать на макете часов заданное время. Узнают о цикличности, повторяемости дней недели, месяцев, времен года.
Тематическое планирование
№ занятия | Содержание учебного материала |
1 | Счет. Сколько? Сравни. Найди отличия |
2 | Количество и число. Одинаковые, дорисуй |
3 | Порядок чисел. Сравнение по длине |
4 | Счет от 0 до 10. Форма предмета и геометрическая фигура |
5 | Счет от 10 до 0. Сходство и различие |
6 | Состав числа 2. Объединение предметов по разным признакам |
7 | Состав числа 3. Объединение предметов по определенному признаку |
8 | Состав числа 4. Найди лишнее |
9 | Состав числа 5. Подбор признака к группе |
10 | Состав числа 6. Противоположность |
11 | Состав числа 7. Смысловые пары |
12 | Состав числа 8. Определенная закономерность |
13 | Состав числа 9. Продолжи ряд |
14 | Состав числа 10. Найди закономерность |
15 | Сравнение чисел. Последовательность |
16 | Знаки сравнения. Умозаключения |
17 | Сравнение количества. Умозаключения |
18 | Больше, меньше, равно. Рассуждения |
19 | Дополни до условия. Рассуждения |
20 | Знаки + - = и действия. Линии |
21 | Решение примеров на сложение. Углы |
22 | Решение примеров на вычитание. Многоугольники |
23 | Уменьшение на 1. Ориентирование в пространстве |
24 | Увеличение на 1. Лево, право. Лабиринт |
25 | Решение примеров +-2. Ориентирование во времени |
26 | Решение примеров +-3. Пространственное мышление |
27 | Решение простых задач. Соотношение фигуры и предмета |
28 | Решение простых задач. Логические задачи |
Ожидаемый результат усвоения программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом обучающиеся должны
знать:
• числа от 1 до 10;
• порядковый счет в пределах 10;
• состав числа первого десятка;
• предшествующее число, последующее, числа-соседи;
• простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная;
• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
• название дней недели;
• название месяцев и времен года;
• знаки +, -, =, >, < и правильно их использовать;
• прием попарного сравнения, методы наложения и приложения;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки;
• плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;
уметь:
• считать от 1 до 10 и от 10 до 1;
• раскладывать числа первого десятка на десятки и единицы;
• правильно использовать знаки +, -, = при решении задач и примеров;
• сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина, вес;
• сравнивать предметы по 2—3 признакам;
• выделять из группы предметов «лишний» предмет по 2—3 признакам;
• выбирать и группировать предметы по 2—3 признакам;
• называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую линию, ломаную линию;
• правильно назвать и показать все известные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;
• ориентироваться в пространстве;
• выбирать и называть направление движения;
• правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через;
• ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку, на листе бумаги;
• ориентироваться по плану и по словесной инструкции;
• найти каждый первый, каждый второй, каждый третий... предпоследний, последний предметы;
• определять время и правильно устанавливать время на макете часов;
• выполнять графические диктанты на слух;
• раскрашивать и штриховать;
• грамотно отвечать на поставленный вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Исторические сведения о жизни и творчестве великих математиков, которые внесли существенный вклад в развитие математики."
Методическая разработка о жизни и творчестве великих математиков....
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"
Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...
Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"
В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....
Развивающий курс для детей дошкольного возраста «Школа развития». "Ломоносовская школа" (Предшкольная подготовка)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Ломоносовская школа» Н.В.Володина. В.А.Егупова, издательство «Эксмо», М.: 2014Цель курса - Соз...
Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.
Представлена программа по развитию и математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. ...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...
Программа развития МБОУ "Лицей № 1" "Школа развития и самоопределения" на 2018-2023 г."
Программа расчитана на развитие с 2018 по 2023 учебный год....