Методы педагогической поддержки детей с ЗПР
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_pedagogicheskoy_podderzhki_v_klassah_detey_s_zpr_2.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической поддержки в классах детей с ЗПР.
В 21веке у младших школьников приобретает особую остроту проблема, связанная с общим развитием, здоровьем, социальной адаптацией. В результате этого с одной стороны обучение детей общеучебным и специальным умениям учебной деятельности – задача когнитивная, но с другой – психосберегающая, адаптационная, снимает перегрузки.
Педагогический подход определен законом РФ «Об образовании» и Конвенцией ООН о правах ребенка, в соответствии с которыми система образования должна быть адаптирована к возможностям ученика, а созданные условия для трудных детей, должны соответствовать его потребностям, возможностям и желаниям родителей.
Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Избранные методы педагогической поддержки, которые использую в обучении детей с ОВЗ (VII вида):
- Метод определения уровня развития
Принимая детей 1 класса, встают вопросы:
На каком уровне развития находятся уч-ся? Что их беспокоит и степень тревожности? Какие методы обучения и адаптации можно использовать? Ответы на эти вопросы можно найти на основе выводов, после проведения психолого-педагогической диагностики.
С первых дней провожу тестирование первоклассников на предмет готовности к обучению в школе и адаптации к школьному обучению. Данные диагностик выявляют:
- уровень умственного и речевого развития;
- уровень развития образных представлений;
- уровень развития крупных и мелких движений.
К началу школьного обучения готовность ребёнка определяется уровнем развития психических функций - восприятия, памяти, мышления, речи, внимания.
Например, Никита Е., ученик 1 класса, дефицит роста и веса, он плохо ориентировался в пространстве, имел низкий запас знаний. (ОНР III ур.) Мелкая моторика и крупные движения были развиты на низком уровне. Словесные поручения выполнял с помощью учителя, но к обучению в школе относился положительно. Мальчик имел уровень развития между средним и низким (ближе к низкому). Результатом педагогической поддержки являются следующие показатели: к концу обучения в 4 классе Никита Е.:
степень обученности –средняя;
ученик переведён в 5 класс общеобразовательной школы;
после 9 класса продолжает своё образование в НПО .
На основе данных диагностик делаю вывод, что подготовленность детей в 2010 году была выше, чем в 2014 году. Это объясняется тем, что в 2010 году 70% первоклассников посещали дошкольные и школьные учреждения, из первоклассников 2014 года 70%-неорганизованные. Это дети с недоразвитой памятью, с малым словарным запасом, с ослабленной эмоционально-волевой сферой.
Учитывая результаты диагностик, подбираю задания в соответствии с методом поддержки, направленного на формирование и развитие УУД.
Планирую, специальные упражнения для зрительной, ассоциативной памяти, а также для расширения словарного запаса, которые активизируют познавательную деятельность детей, повышают уровень умственного и речевого развития, корректируют недостатки эмоционально-личностного развития. Переключаю внимание для усиления воздействия основной темы урока.
Например, на уроках математики в 1 классе предлагаю для запоминания 3 карточки с фигурами. Учащиеся запоминают и воспроизводят это в тетрадях, выполняют задания с использованием сенсорной доски, например, выбор нужных инструментов и материалов (на уроках труда), самостоятельная проверка решения задач (2 класс) и совместное создание презентаций с учителем.
2-4 класс – использую метод проекта как сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, как форму оценки в процессе непрерывного образования.
Например, «Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова», «Будь природе другом», « Родина в творчестве поэтов».
Метод проекта - это один из важных факторов совместного творчества, который позволяет детям избавиться от комплекса неполноценности выйти в лидеры и позволяет перейти с индивидуальной креативности на креативность коллективную.
- Метод развития организаторских способностей.
Для этого с 1-4 класс использую развивающие игры, дидактические, социализирующие.
Игровые задачи даю в форме: плоского рисунка, чертежей, устной инструкции, таблицы, игровых предметов.
Во время игр дети составляют рассказы, свободно общаются друг с другом, чувствуют себя уверенно, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, что способствует развитию самореализации, самооценки.
Особое значение для детей с ОВЗ имеет коррекционная работа. Содержание коррекционной работы ,направленной на восполнение пробелов предшествующего развития, активизацию познавательной деятельности и развитие речи, нашло отражение в программе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
Частично интегрирую трудовое обучение с ИЗО и развитием речи, «Ознакомление с окружающим миром» и математику. Дети узнают об экологической обстановке, проблемах и имеют числовые подтверждения. Все уроки и коррекционные занятия, которые проводятся в начальных классах, имеют уникальную возможность для адаптации детей в современном обществе и развитию эмоционально-волевой сферы.
Для развития мотивационно - ценностного отношения к обучению, познавательного интереса учащихся, их творческих способностей применяю личностно-ориентированные технологии, дифференцированное обучение. Учебный процесс организую по группам (3 уровня).
Для всех групп учащихся разрабатываю три варианта заданий, выбор заданий предоставляется самому ученику. Это обеспечивает развитие объективной самооценки и создание ситуации успеха. При анализе контрольных выявляю причины (страх перед неудачей, перед большим объёмом, неуверенность в своих знаниях), которые помешали выполнить задания или приступить к их выполнению, это фиксируется в таблицы и учитывается в планировании коррекционной работе.
Каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.Для этого активно использую элементы здоровьесберегающих технологий, как совокупность приёмов, сберегающих здоровье учащихся от неблагоприятных воздействий факторов образовательной среды. Всё это воспитывает у учащихся культуру здоровья .
Вся работа по педагогической поддержке в обучении детей с ОВЗ строится на следующих принципах:
- принцип уважения индивидуальности личности (помогать слабому и сильному);
- принцип разумной требовательности (выполнение правил школьного распорядка);
- принцип возрастного подхода (у каждого возраста свои формы и методы воздействия);
- принцип педагогической поддержки (дети избавляются от комплекса неполноценности);
- принцип коллективной деятельности (реализуется желание детей выйти в лидеры);
Дифференцированное обучение по уровню умственного развития не получает в педагогике однозначной оценки, но тем не менее в нём имеются положительные аспекты для обучения детей в коррекционных классах, что позволяет оценить результаты своей деятельности и деятельности детей.
Диагностическое направление работы включает систематические этапы наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребёнка.
С 1996 года использую комплекс методик для оценки развития умственных и психических процессов детей.
Так в 2010 году из 12 детей, поступивших, в 1 класс у 4 мышление было развито менее чем на 50%, у 2 детей - 10%; непроизвольная память - 20%, 30%, 40%. Дети не умели точно копировать, не развита зрительно-моторная координация. Проанализировав полученные данные, можно проследить положительную динамику развития психических процессов у детей с 1-4 классов.
- повысился % внимания у 70% учащихся, переключение и распределение у 90%, продуктивность и устойчивость у 87,3%;
-память: изменилась динамика заучивания в положительную сторону у 90%, зрительная и слуховая у 80%, запоминание, воспроизведение у 91%;
-мышление: из наглядно - действенного постепенно переходит в образно-логическое у 60% учащихся.
Повысился % восприятия. Если во 2 классе 4 ученика со средним уровнем,5-с низким уровнем и 3- с очень низким уровнем, к 4 классу восприятие высокое-20% и среднее.
По итогам мониторинга учащихся 4 класса, 73% детей переведены в 5класс общеобразовательной школы.
Уровень педагогической поддержки в формировании УУД, можно проследить по индексу качества знаний.
Качество знаний: русский язык- 34%, математика – 40%, литературное чтение- 70%
В течение всей педагогической деятельности, на начальном этапе обучения, формирую у детей умение учиться, что обеспечивает успешность школьной карьеры учащихся до самого выпуска из 9 класса. Эту тенденцию я проследила на учащихся двух выпусков из основной и начальной школы. Выпускники 9 класса в настоящее время продолжают обучение в школах города (20%) и в профессионально-технических училищах (80%).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Психолого-педагогическая поддержка детей среднего и старшего школьного возраста в становление культуры личности.
Семинар-тренинг для педагогов дополнительного образования....
Методы педагогической поддержки детей с ОВЗ
В публикации подобраны группы методов, которые могут использовать педагоги в работе с детьми с ОВЗ...
Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе
В материале представлены советы психолого- педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальных классах. Данная работа была представлена как проектная работа во время п...
Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями
Cоздание условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум. Рекомендации, формы работы....
Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР
Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...
Методы педагогической поддержки учащихся с ЗПР
Методы педагогической поддержки при работе с учащимися с ЗПР...