Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 40.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность
в начальных классах.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. Работа над проблемой развития творческого мышления на уроках становится на одну ступень с обучением.
Главным помощником в создании условий по формированию творческой личности является проектно-исследовательской деятельностью. Главная идея метода проектов в начальной школе – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Вовлекая в проект, можно способствовать формированию у ребят умения:
- определить цель деятельности, планировать ее,
- выполнять действия и операции,
- соотносить результат деятельности и ее цель,
- контролировать свои действия;
- выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
- проводить наблюдения, ставить простые эксперименты.
Использование элементов исследовательской деятельности позволяет направлять познавательную деятельность на достижение учебных задач. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.
Работа над проектом проходит по схеме:
- продумывается тема работы
- выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи, остальные учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук.
Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Конечно, большая работа проводится учителем и не обходится без помощи родителей.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна.
По комплектности выделяют два типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, как именно работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка умения представить материал:
– кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.
Материал проектных работ используется на различных этапах урока и внеурочной деятельности. Авторы выходят и представляют на уроке или во внеурочное время подготовленный проект, оценивают свое участие в подготовке, выслушивают отзывы о работе. Представляли работу на конкурсе «Разговор о правильном питании».
Работа внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривает создание и ведение читательского дневника, который позволяет детям стать авторами, художниками, критиками, а учитель может контролировать самостоятельное чтение.
Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах.
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности вс учащимися начальных классов....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах
Дети приходят в школу маленькими почемучками. Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать. Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день...
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися....
Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах
в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...