Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»
методическая разработка (1 класс)

Презентация: «Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников»

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

      Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста– очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками

     Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_razvitiya_slovarya.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы развития словаря у старших дошкольников Автор: Засядько В. К. ГБОУ Школа № 1056

Слайд 2

Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста– очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Слайд 3

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Слайд 4

Что такое слово ? Слово -знак , обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения . Свойства слова: фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение

Слайд 5

Особенности развития детского словаря В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие , т.е. овладение значениями слов. Вопрос: Как вы считаете, что важнее количественный или качественный рост словаря ?

Слайд 6

Качественное развитие словаря -развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность» первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения

Слайд 7

Содержание словарной работы в детском саду Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры - материальной, интеллектуальной, социо -нормативной.

Слайд 8

Бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений. Природоведческий словарь : названия явлений неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.). Эмоционально-оценочную лексику. Лексику, обозначающую время, пространство, количество .

Слайд 9

Направления словарной работы в детском саду расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; выделение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

Слайд 10

Принципы отбора содержания. Методические и дидактические принципы словарной работы с дошкольниками. Словари-перечни составляются на основе анализа содержания раздела, установления межпредметных и межтематических связей (Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, В.И. Яшина, Н.П.Иванова ).

Слайд 11

При отборе слов учитываются следующие критерии: - коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей; - необходимость слова для усвоения содержания представлений, рекомендуемых программой детского сада; - частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети; - отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т.е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм; - учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы; значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений ; - отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).

Слайд 12

Принципы словарной работы единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления ; опора на активное и действенное познание окружающего мира ; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей ; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности ; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи ; - семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Слайд 13

Две группы методов: 1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря). 2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря Методы опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря

Слайд 14

Методы и приемы словарной работы Называние Показ предметов с их называнием Сочетание показа предмета с активными действиями детей по его обследованию Договаривание слов, недосказанных воспитателем Сравнения сходных по внешнему виду предметов Толкование Включение слова в предложение Повторение слова Вопрос Объяснения происхождения слова Упражнения или дидактические игры

Слайд 15

Этапы работы по развитию словаря: обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения; - использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Слайд 16

Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи: имена существительные, обозначающие предметы и явления; имена прилагательные, обозначающие признаки предметов; глаголы, обозначающие действия и состояния предметов; наречия, обозначающие признаки действий; имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счете; служебные части речи (предлоги, союзы и пр.), служащие для связи между собой значимых слов.

Слайд 17

Названия предметов и их классификация по тематическому принципу. Имена существительные, обозначающие названия предметов, принято подразделять на следующие тематические группы с еще более мелкими подгруппами внутри некоторых из них: животные (домашние и дикие); птицы (домашние и дикие); насекомые; рыбы; деревья (лиственные, хвойные); цветы (полевые, лесные, садовые); ягоды (лесные, садовые); грибы; овощи; фрукты; одежда (зимняя, летняя); обувь (зимняя, летняя); головные уборы; мебель; посуда (столовая, чайная, кухонная); транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный, подводный); игрушки; явления природы; времена года; дни недели и т. д.

Слайд 18

Имена прилагательные (признаки предметов) группируются: по цвету (белый, зеленый и т.д.); по вкусовым ощущениям (вкусный, сладкий, кисловатый); по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный; по величине (большой, широкий, тонкий, длинный, высокий и пр.); по температуре (горячий, теплый, холодный, прохладный и пр.; по материалу (деревянный, железный, стеклянный, шерстяной и т.д.); по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шероховатый); по принадлежности (мамин, дедушкин, волчий, лисий). Названия предметов и их классификация по тематическому принципу.

Слайд 19

Глаголы (названия действий) можно подразделить на такие тематические группы: действия людей (работает, пишет, рисует, вяжет и т.д.); способы передвижения животных, птиц и насекомых и некоторые их «действия» (бегает, ползает, плетет, вьет и т.д.); звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми (лает, мяукает, мычит, воет, каркает, квакает, жужжит, пищит и т.д.); явления природы (светает, смеркается, моросит, гремит, подмораживает и т.д.). Названия предметов и их классификация по тематическому принципу.

Слайд 20

Наречия (признаки действий) классифицируются по следующим видам: по месту совершения действия (где? куда? откуда - вверху, внизу; направо; слева и т.д.); по времени совершения действия (когда - зимой, утром, вчера, завтра, рано и т.д.); по образу (способу) совершения действия (как? каким образом? - быстро, ловко, неуклюже и т.д.); по причине (цели) совершения действия (почему? с какой целью? - назло, нечаянно, нарочно, сгоряча и т.д.). Названия предметов и их классификация по тематическому принципу.

Слайд 21

Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности. Антонимы - это слова с противоположным смысловым значением. Они могут принадлежать к разным частям речи: к именам существительным (зима - лето, жара - холод); к именам прилагательным (белый - черный, холодный - горячий); к глаголам (приходить - уходить, опускать - поднимать); к наречиям (далеко - близко, высоко - низко, хорошо - плохо.

Слайд 22

Синонимы - это слова, имеющие общее смысловое значение и отличающиеся друг от друга лишь какими-то дополнительными смысловыми оттенками. Чаще всего эти слова не являются однокоренными. Синонимов может быть несколько, поэтому они составляют синонимические ряды , включающие большее или меньшее количество слов. В каждом из таких рядов имеется основное, «стержневое» слово , которое как бы объединяет вокруг себя близкие по смыслу слова Систематизация слов по принципу смысловой близости и отдаленности.

Слайд 23

Словарная работа у старших дошкольников имеет огромное значение для образовательного процесса, так как: А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ НАПРАВЛЕНА НА СОЗДАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ И ЗАНИМАЕТ ВАЖНОЕ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ. Б) ОВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЁМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ХОРОШО РАЗВИТОЙ РЕЧИ И ПОКАЗАТЕЛЕМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. В) УСВОЕНИЕ СЛОВАРЯ РЕШАЕТ ЗАДАЧУ НАКОПЛЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ, РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ МЫШЛЕНИЯ. Г) СВОЕВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ – КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Самообслуживание – это деятельность ребёнка, направленная на формирование навыков, необходимых для жизнеобеспечения, заботы о самом себе и, в значительной мере, необходимых для удовлетворения по...

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

Презентация «Теоретические основы формирования фонетических представлений у старших дошкольников и фонетических умений у первоклассников»

Презентация: «Теоретические основы формирования фонетических представлений  у старших дошкольников  и фонетических умений  у первоклассников»Подготовка ребенка к школе являе...

Презентация: «Теоретические основы подготовки дошкольников к чтению»

Презентация: «Теоретические основы  подготовки дошкольников к  чтению»Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребенка к новым ...

Презентация: «Теоретические основы подготовки дошкольников к письму»

Презентация: «Теоретические основы  подготовки дошкольников к письму»Что такое письмо?Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материа...

"Картотека игр на развитие словаря в старшего дошкольного возраста"

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия....