Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
В последние годы читательская грамотность стала объектом пристального внимания. Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать, представлять ее и применять на практике. Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель начальных классов Петровская Светлана Владимировна
Формирование навыков смыслового чтения
в начальной школе
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое–
вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
В последние годы читательская грамотность стала объектом пристального внимания. Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информацию, но и понимать, анализировать, структурировать, представлять ее и применять на практике. Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.
По мнению международных специалистов обучающиеся российских школ в своем большинстве не умеют:
- работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
- составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
- использовать разные типы чтения: ознакомительный, поисковый, аналитический;
- ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;
- учесть точку зрения или знания адресата;
- определить замысел и цели автора текста.
Есть над чем задуматься...
Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.
Хотим мы этого или нет, но новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Проблема обучения осознанному чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. Навыки читательской деятельности всех граждан нашей страны в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Связующимзвеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.
Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Каждому педагогу предстоит использовать на уроке различные комбинации приемов, которые помогут обучающимся воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Смысловое чтение -это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Желаемый результат смыслового чтения обеспечивает понимание текста, за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Таким образом, выделяют три основных этапа работы над произведением.
Первый этап – работа с текстом до чтения.
Необходимо начать работу с определения смысловой, тематической направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрации с опорой на читательский опыт. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проверим наши предположения».
На данном этапе уместно использовать прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Данный прием имеет несколько разновидностей:
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора.
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Прием антиципация является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это называется смысловой догадкой. Такой приём существенно ускоряет темп чтения.
Второй этап – работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Его цель - выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Анализ текста предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Это может быть комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.
Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение к отдельным фрагментам текста.
Третий этап - работа с текстом после чтения.
Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь можно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.
При подготовке сегодняшнего выступления был проработан объем информации из различных источников. Я обобщила собственный опыт и выбрала самые актуальные и продуктивные, на мой взгляд, варианты приёмов работы с текстом, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
Предлагаю более подробно разобрать несколько наиболее интересных приемов работы с текстом на уроках в начальной школе.
1. Приём «Инсерт»
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
В методике Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Это маркировка текста. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.
Как использовать прием "Инсерт" на уроках.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях или на полоске бумаги, чтобы не пачкать учебник:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
2. Далее при повторном чтении текста заполняется таблица
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
3. После заполнения таблицы обобщаются результаты работы в режиме беседы. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
4. На этапе рефлексии обсуждаются записи, внесенные в таблицу.
Вот несколько рекомендаций по применению этого приёма:
- В самом начале работы желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к такому обилию значков.
- Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
- Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
- Вначале таблицу можно сократить до двух колонок: "Знаю", "Узнал". (1кл)
- Работа может проводиться всем классом, индивидуально, так и в парах или группах.
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний или для урока актуализации новых знаний и умений.
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то этот прием заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Инсерт — это замечательный прием, подготавливающий учащихся к осмыслению больших текстов.
2. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по тексту.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Чтобы достичь необходимого результата, после изучения темы, учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
3. Приём «Составление вопросного плана»
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные слова, делит текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Этот прием мы наиболее часто используем в начальной школе.
4. Прием «Синквейн»
Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.
Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строчек, записанное с соблюдением следующих правил:
1-я строчка – тема (одно существительное);
2-я строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы);
4- я строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5- я строчка – синоним из одного слова к теме, которая заявлена в 1-й строчке.
5. Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» - «Ромашка Блума»
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. Приём «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова – назови, вспомни:
Как звали главного героя? Куда он отправился?…
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы формируют навык ведения дискуссии. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни, докажи
ДОКАЖИ
Правда ли, что обе девочки попали под дождь?
Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
ПОЧЕМУ
Почему только у Тани платье оказалось мокрым?
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"Как, вы думаете, как дальше сложилась бы судьба героя? Вопрос следует начать со слова – придумай, предположи.
ПРИДУМАЙ
Что бы произошло, если бы Маша выполнила просьбу подруги?
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись, оцени.
ОЦЕНИ
Чем отличается поступок Маши от поступка настоящего друга?
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи.
ПРЕДЛОЖИ
Как бы ты поступил на месте Маши?
Возможны два варианта использования "Ромашки Блума" на уроках
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Вопросы на лепестках ромашки можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Целесообразно этот приём использовать в конце урока на рефлексии.
6. Приём «Кластер» в начальной школе
Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.
Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?
- Находить главное в большом объеме учебного материала.
- Устанавливать причинно-следственные и логические связи.
- Строить умозаключения.
- Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.
- Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.
Преимущества применения технологии «кластер»:
- позволяет охватить значительно больший объем учебного материала;
- вовлекает всех учеников в обучающий процесс;
- деятельность интересна детям;
- ученики открыты и активны, не боятся высказать неправильное суждение.
Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.
Кластер можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди. Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной "планетой" прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, образы, касающиеся темы.
Вокруг "спутников" уже существующей "планеты" появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.
На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера? СЛАЙД
Кластер можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.
Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину.
Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить.
Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.
Например, каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.
Применение различных приёмов при работе с текстом позволяет развить у детей умения работать с текстом, умения анализировать текст, повышает уровень познавательных запросов учащихся.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, предлагаю принять в своей работе следующее:
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Вывод- постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, поэтому педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
Список литературы
1.Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы // Начальная школа.2014. № 3.
2.Кошкина Г. Г., Вожакова Н. М. Проект «Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом» URL:https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-u-uchaschihsya-cherez-organizaciyu-raboti-s-tekstom-457629.html
3.Т.В. Самсонова, Т. В. Шатина, О. А. Приказчикова, А. А. Парамонова
«Смысловое чтение как основа формирования и развития навыков функциональной грамотности».
4. Мосунова Л. А. «Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура» Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoechtenie-kak-deyatelnost-eyo-soderzhanie-i-struktura/viewer.
5. Эрлихман Т. А. «Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"
В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...
Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.
В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...
"Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе для успешного развития универсальных учебных действий"
Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе...
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
Выступление на заседании МО....
Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе
Тема: Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе...
Доклад «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе».
Актуальность проблемы детского чтения в России является одной из наиболее важных в современном мире. Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поко...