Практика работы с детьми, имеющими особенности в развитии
статья

Описание своего опыта работы с детьми, имеющими особенности в развитии, в общеобразовательной школе. Направления и приемы коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куратова Ольга Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Ленинск –Кузнецкий

Практика работы с детьми, имеющими особенности в развитии

Система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями.

Образование детей, имеющих особенности развития, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие

•        Нарушения слуха (тугоухость, глухота);

•        Тяжелые нарушения речи (ТНР);

•        Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);

•        Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);

•        Задержка психического развития (ЗПР);

•        Умственная отсталость (УО);

•        Расстройства аутистического спектра (РАС);

•        Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).

В нашей школе обучаются   дети с различными нарушениями речи, нарушениями зрения, ЗПР, РАС, СДВГ. Знание особенностей учащихся, сложной структуры дефекта,  позволяет поставить общепедагогические и коррекционные задачи работы.

Я работаю в классе, где 4 ребенка с особенностями развития познавательной сферы не имеющих заключения ЦПМПК (было 5 – 1 ребенок, получивший заключение ЦПМПК, учится в коррекционной школе),   2 ребенка с особенностями развития эмоциональной сферы, 1 из них имеет заключение ЦПМПК. Дети учатся по общеобразовательной программе.

Для  детей с особенностями развития познавательной сферы характерны:

- недостатки в развитии познавательных интересов;

- повышенная  утомляемость;

- пассивность;

- возбуждение;

- неустойчивость внимания;

- низкий уровень усвоения материала и выполнения учебных задач.

Для детей с  особенностями развития эмоциональной сферы характерны:

- недостатки в развитии волевой сферы;

- эмоциональность восприятия удач или неудач;

- отрицательное отношение к школе и взрослым (у одного из детей);

- слабое развитие произвольной саморегуляции;

- низкий уровень сформированности социальных навыков;

- наблюдаются нарушения  восприятия: ребенок может не узнавать предметы, представленные в другом ракурсе;

- основная цель деятельности – получение удовольствия;

- не умеет/не хочет следовать правилам игры;

- нет понимания свой-чужой;

- нет дифференциации в общении взрослый-ребенок;

- не может охарактеризовать свое эмоциональное состояние, не распознает чужих эмоций.

В классе дети, имеющие особенности развития,  часто неадекватно реагируют на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с нормотипичными детьми. Основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Я веду поиск активных форм, методов и приёмов обучения как необходимых средств повышения эффективности  образовательной и коррекционно-развивающей работы.

Основными направлениями для своей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности развития, я определила:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование социальных навыков и социализации;

• обеспечение эмоциональной разрядки.

Педагогам, работающим с детьми с особенностями развития, рекомендуют:

- Составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Детям с нарушениями в познавательной сфере готовлю задания, вовлекающие ребенка в совместную деятельность, либо соответствующие уровню развития ребенка. Детям с нарушениями эмоционального развития проговариваю правила «игры», готовлю задания, эмоционально «включающие ребенка», даю возможность выбора задания, либо порядка их выполнения.

- Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий (ребенок с нарушениями в эмоциональной сфере может отказаться от выполнения упражнения из-за обиды на учителя, из-за ошибки, допущенной на предыдущем уроке, и т.п.).

- Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений (учитель может назначить помощника из числа одноклассников, но важно чтобы дети именно помогали, а не выполняли работу за ребенка ).

- Развивать крупную моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.

Для коррекционной работы я применяю здоровьесберегающие технологии. При выборе методик я выбираю те, что можно использовать как с детьми, имеющими особенности развития, так и с нормотипичными детьми.

1.Медико – профuлактические: режим питания (дети с особенностями развития эмоциональной сферы очень избирательны в еде, не понимают чувство голода, их нужно убедить пойти в столовую, предложить попробовать пищу, предложить доступные варианты).

2. Физкультурно – оздоровительные:

  • музыкально – ритмические паузы на уроках, подвижные игры,  
  • динамические паузы и логоритмические упражнения  на уроках литературного чтения и музыки,
  • упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики на уроках письма и математики;
  • нейроупражнения;
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой;
  • гимнастика для глаз.

3. Совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка.

4. Арт-терапия как один из видов коррекционной технологий, способствующий снятию нервно – психического напряжения. Арт-терапия приносит ребенку эстетическую радость, влияет на формирование личностных качеств.

В коррекционной работе я применяю:

*Изотерапия.

- Тематическое рисование.  

- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.

- Монотипия. На кальке/прозрачном плотном пластике густыми красками создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. Полученное изображение дети дополняют небольшими деталями.

- Техника раздувания краски. Водорастворимая краска при помощи трубочки раздувается на бумаге так, чтобы  получился рисунок или узор. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать. Один из возможных вариантов раздувания краски, добавить в воду жидкое мыло и рисовать цветной пеной.

* Смехотерапия как элемент разминки на уроках литературы обыгрываем потешки, читаем  юмористические стихи, играем  в смешные слова.

* Музыкотерапия. На уроках музыки слушаем музыкальные записи на разных носителях: магнитофоне, виниловых пластинках на проигрывателе. Играем на музыкальных инструментах, пропеваем, протанцовываем любую мелодию.  Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей;

*Сказкотерапия. В 1 классе сочиняли  сказки по обучению грамоте, озвучивали мультфильмы со сказками. Читаем сказки на диафильмах. Сказки способствуют формированию связной речи, эмоционально воздействуют на ребенка.

* Драматерапия. Обучение сценической речи активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи. Инсценирование  развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности.

В школе я использую различные  виды арт-терапии в комплексе,  в игровой форме как на уроках так и во внеурочной деятельности

5. Валеологического просвещения родителей.

В работе с родителями применяем разные формы работы:

- педагогические беседы с родителями всего класса (важно не допустить буллинга со стороны детей или родителей одноклассников);

-консультации родителей об особенностях развития их ребенка;

Одной из актуальных проблем работы с родителями детей, имеющих особенности развития, родители не желают принять проблемы детей, либо не хотят знать диагноз своих детей.

Школа – одно из многих звеньев в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Задача педагога убедить родителей в необходимости обращения к специалистам для более успешной коррекционной работы.

Список используемой литературы:

  1. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
  2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  3. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
  4. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г
  5. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  6. . 3. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г
  7. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187.
  8. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  9. Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
  10. Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб.: Речь, 2001. - С. 64-108.
  11. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
  12.  Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми  с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения....

Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии

Из опыта работы учителя начальных классов 2014г...

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности здоровья.

Программно-методическое обеспечениекоррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими особенности здоровья....

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

Методические рекомендации по работе с детьми имеющими множественные нарушения развития 3-18 лет.

Разработана программа "Я хочу с вами говорить" для детей от 3 до 18 лет.  Срок реализации программы 1 год....

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении

Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении....