Практика работы с детьми, имеющими особенности в развитии
статья
Описание своего опыта работы с детьми, имеющими особенности в развитии, в общеобразовательной школе. Направления и приемы коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_raboty_s_detmi_imeyushchimi_osobennosti_v_razvitii.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Куратова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г.Ленинск –Кузнецкий
Практика работы с детьми, имеющими особенности в развитии
Система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями.
Образование детей, имеющих особенности развития, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, имеющие
• Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
• Тяжелые нарушения речи (ТНР);
• Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
• Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);
• Задержка психического развития (ЗПР);
• Умственная отсталость (УО);
• Расстройства аутистического спектра (РАС);
• Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
В нашей школе обучаются дети с различными нарушениями речи, нарушениями зрения, ЗПР, РАС, СДВГ. Знание особенностей учащихся, сложной структуры дефекта, позволяет поставить общепедагогические и коррекционные задачи работы.
Я работаю в классе, где 4 ребенка с особенностями развития познавательной сферы не имеющих заключения ЦПМПК (было 5 – 1 ребенок, получивший заключение ЦПМПК, учится в коррекционной школе), 2 ребенка с особенностями развития эмоциональной сферы, 1 из них имеет заключение ЦПМПК. Дети учатся по общеобразовательной программе.
Для детей с особенностями развития познавательной сферы характерны:
- недостатки в развитии познавательных интересов;
- повышенная утомляемость;
- пассивность;
- возбуждение;
- неустойчивость внимания;
- низкий уровень усвоения материала и выполнения учебных задач.
Для детей с особенностями развития эмоциональной сферы характерны:
- недостатки в развитии волевой сферы;
- эмоциональность восприятия удач или неудач;
- отрицательное отношение к школе и взрослым (у одного из детей);
- слабое развитие произвольной саморегуляции;
- низкий уровень сформированности социальных навыков;
- наблюдаются нарушения восприятия: ребенок может не узнавать предметы, представленные в другом ракурсе;
- основная цель деятельности – получение удовольствия;
- не умеет/не хочет следовать правилам игры;
- нет понимания свой-чужой;
- нет дифференциации в общении взрослый-ребенок;
- не может охарактеризовать свое эмоциональное состояние, не распознает чужих эмоций.
В классе дети, имеющие особенности развития, часто неадекватно реагируют на трудности и свой неуспех в учебе по сравнению с нормотипичными детьми. Основная задача учителя на начальном этапе обучения сделать для таких учеников класс – зоной свободной от неуспеха. Я веду поиск активных форм, методов и приёмов обучения как необходимых средств повышения эффективности образовательной и коррекционно-развивающей работы.
Основными направлениями для своей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности развития, я определила:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование социальных навыков и социализации;
• обеспечение эмоциональной разрядки.
Педагогам, работающим с детьми с особенностями развития, рекомендуют:
- Составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Детям с нарушениями в познавательной сфере готовлю задания, вовлекающие ребенка в совместную деятельность, либо соответствующие уровню развития ребенка. Детям с нарушениями эмоционального развития проговариваю правила «игры», готовлю задания, эмоционально «включающие ребенка», даю возможность выбора задания, либо порядка их выполнения.
- Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий (ребенок с нарушениями в эмоциональной сфере может отказаться от выполнения упражнения из-за обиды на учителя, из-за ошибки, допущенной на предыдущем уроке, и т.п.).
- Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений (учитель может назначить помощника из числа одноклассников, но важно чтобы дети именно помогали, а не выполняли работу за ребенка ).
- Развивать крупную моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.
Для коррекционной работы я применяю здоровьесберегающие технологии. При выборе методик я выбираю те, что можно использовать как с детьми, имеющими особенности развития, так и с нормотипичными детьми.
1.Медико – профuлактические: режим питания (дети с особенностями развития эмоциональной сферы очень избирательны в еде, не понимают чувство голода, их нужно убедить пойти в столовую, предложить попробовать пищу, предложить доступные варианты).
2. Физкультурно – оздоровительные:
- музыкально – ритмические паузы на уроках, подвижные игры,
- динамические паузы и логоритмические упражнения на уроках литературного чтения и музыки,
- упражнения пальчиковой и артикуляционной гимнастики на уроках письма и математики;
- нейроупражнения;
- дыхательная гимнастика Стрельниковой;
- гимнастика для глаз.
3. Совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка.
4. Арт-терапия как один из видов коррекционной технологий, способствующий снятию нервно – психического напряжения. Арт-терапия приносит ребенку эстетическую радость, влияет на формирование личностных качеств.
В коррекционной работе я применяю:
*Изотерапия.
- Тематическое рисование.
- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.
- Монотипия. На кальке/прозрачном плотном пластике густыми красками создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. Полученное изображение дети дополняют небольшими деталями.
- Техника раздувания краски. Водорастворимая краска при помощи трубочки раздувается на бумаге так, чтобы получился рисунок или узор. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать. Один из возможных вариантов раздувания краски, добавить в воду жидкое мыло и рисовать цветной пеной.
* Смехотерапия как элемент разминки на уроках литературы обыгрываем потешки, читаем юмористические стихи, играем в смешные слова.
* Музыкотерапия. На уроках музыки слушаем музыкальные записи на разных носителях: магнитофоне, виниловых пластинках на проигрывателе. Играем на музыкальных инструментах, пропеваем, протанцовываем любую мелодию. Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей;
*Сказкотерапия. В 1 классе сочиняли сказки по обучению грамоте, озвучивали мультфильмы со сказками. Читаем сказки на диафильмах. Сказки способствуют формированию связной речи, эмоционально воздействуют на ребенка.
* Драматерапия. Обучение сценической речи активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи. Инсценирование развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности.
В школе я использую различные виды арт-терапии в комплексе, в игровой форме как на уроках так и во внеурочной деятельности
5. Валеологического просвещения родителей.
В работе с родителями применяем разные формы работы:
- педагогические беседы с родителями всего класса (важно не допустить буллинга со стороны детей или родителей одноклассников);
-консультации родителей об особенностях развития их ребенка;
Одной из актуальных проблем работы с родителями детей, имеющих особенности развития, родители не желают принять проблемы детей, либо не хотят знать диагноз своих детей.
Школа – одно из многих звеньев в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии. Задача педагога убедить родителей в необходимости обращения к специалистам для более успешной коррекционной работы.
Список используемой литературы:
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
- Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
- Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г
- Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
- . 3. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г
- Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
- Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
- Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб.: Речь, 2001. - С. 64-108.
- Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.
В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения....
Особенности работы с детьми, имеющими отклонения в развитии
Из опыта работы учителя начальных классов 2014г...
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности здоровья.
Программно-методическое обеспечениекоррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими особенности здоровья....
Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....
Методические рекомендации по работе с детьми имеющими множественные нарушения развития 3-18 лет.
Разработана программа "Я хочу с вами говорить" для детей от 3 до 18 лет. Срок реализации программы 1 год....
Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии
Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...
Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении
Профилактическая работа педагогов в работе с детьми, имеющих особенности в поведении....