Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
статья на тему

Тимофеева Наталия Владимировна

Методический материал для учителя и родителей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kommunikativnyh.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

           

Тема :      

«Использование информационно-коммуникативных

технологий

в начальном образовании

школьников».

Подготовила:

учитель начальных классов

Тимофеева Н.В.

Москва. 2015год.

       

1.Введение.

      На современном этапе развития общества , насыщенном информационными      и компьютерными технологиями, для начальной школы приоритетными являются проблемы:

  1. Создания, распространения и обоснованного внедрения  в учебный процесс современных цифровых образовательных ресурсов;
  2. Эффективного использования в учебном процессе средств информационных и коммуникативных технологий.

          В своей работе я обратилась к методу проектов. Основная идея метода проекта состоит в том, что обучение школьников должно строиться на активной основе, через целесообразную познавательную деятельность, сообразуясь  с личным интересом ученика именно в этом знании. Важно показывать детям их личную  заинтересованность   в жизни.

    Суть метода проектов в следующем: стимулировать интерес детей к определенным  проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний .

    Проект организует творческую деятельность школьников, имеющую внутренние мотивы осуществления. Вот почему этот метод раскрывается как уникальное учебное средство. В отличие от традиционных педагогических технологий, основанных преимущественно на репродуктивной познавательной деятельности, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения , учит ответственности за свои действия.

   Работая над проектом ребята сталкиваются и с запланированными , и с незапланированными ситуациями. Они вынуждают его что-то менять в своем первоначальном замысле, в результате ученик учиться работать творчески и не бояться трудностей.

       Метод проектов- это технология выстраивания какого- либо вида деятельности. Известно о существовании разных видов деятельности

 ( интеллектуально- познавательной, ценностно- ориентировочной, общественно полезной, художественной, физкультурно- спортивной, игровой, досуговой). Личность школьника развивается во всех ее видах, но особое место занимает учебно- познавательная деятельность.

    В моем исследовании рассматривается возможность организации учебно- исследовательской деятельности с помощью метода проекта. Учебно- исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи

 с заранее неизвестным решением ( в различных областях науки, искусства, техники) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собранного материала, его анализ, обобщение и выводы. Цель такой деятельности в развитии личности учащегося.

    Исследование любого вида основывается на любознательности младшего школьника. Ученик решает свою, личностно значимую проблему, поэтому есть интерес.

    Учебно- исследовательская деятельность не предполагает достижения определенного заранее заданного результата, что определяет возможности погружения в творческую деятельность и создания ситуаций успеха.

2. Обращение к методу проектов.

    Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика- это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме.

     Учебный проект состоит из 4 этапов:

  1. Погружение в проект.

2 этап. Организация деятельности.

      Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Ребята познакомились со структурой  исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа позволила всем ребятам обсудить значимые для них вопросы.

     Несмотря на то , что исследовательские группы созданы по принципу сходности интересов, внутри группы дети не сразу смогли договориться о предмете исследования .Решению этой проблемы помог метод «самопрезентации» своей темы. На этом этапе разработаны программы работы для каждого маленького исследователя. Все программы имеют одинаковую структуру:

Тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования и оформлены на бумаге и в виде презентаций на компьютере.

3 этап.

Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача- сбор информации по теме исследования.

Кроме традиционных способов поиска информации в книгах, четвероклассники научились искать информацию в Интернете, искали клипы для презентаций. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»- благодаря наблюдениям и экскурсиям. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотоальбомов.

4 этап.

     Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно- исследовательской работе. Ребята оформили работы с помощью компьютерных технологий, рисунков, фотоотчетов. Большую помощь для анализа проделанной исследовательской работы оказали просмотр видеозаписей участия в проектах, подготовка выступлений, оформление выставок- работ детей.

      Открытый урок по теме «Я- исследователь, я открываю мир!» имела положительные отзывы детей , родителей, учителей. Были высказаны рекомендации о продолжении исследовательской работы в 5 классе.

     Разработанная в ходе исследования модель организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников прошла апробацию и имеет перспективы дальнейшего совершенствования.

   Включение учебно- исследовательской деятельности в учебно- воспитательный процесс начальной школы привело к тому, что ребята были заинтересованы в своем учении, развили свои творческие способности, научились находить решение в трудных жизненных ситуациях.

3.Цифровые образовательные ресурсы  

                  «Математика и конструирование».

Данный ЦОР включил в себя следующие разделы работы:

  1. Конструкторы;
  2. Тренажеры;
  3. Математические маршруты;
  4. Демонстрации;
  5. Игры и головоломки;
  6. Рабочая тетрадь.

      Упражнения содержали задания возрастающей  сложности, что позволило учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности каждого ребенка при проведении коррекционной работы.

   Апробация ЦОР «Математика и конструирование» как средства ИКТ обучения математике позволила сделать следующие выводы:

1)использование данного медиаресурса способствует активизации у младших школьников компенсаторных механизмов на снове различных видов восприятия;

2) работа по закреплению основных математических и навыков, а также контроль над результатами деятельности учеников проводится с опорой на зрительное и слуховое воспрятие;

3) визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для учащихся мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.Это позволяет сформировать устойчивые визуально- кинестетические и визуально- аудиальные условно- рефлекторные связи центральной нервной системы;

4) в процессе учебной коррекционной работы у учеников формируются, с одной стороны, вычислительные навыки, а сдругой- самоконтроль за своими действиями. Игровой метод обучения позволяет эффективно решать поставленные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного обучения.

         «Окружающий мир».

     ЦОР «Окружающий мир»  дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения, уточнения и систематизации чувственного опыта обучающихся, особенно в тех случаях, когда в реальной учебной ситуации проведение различных демонстраций, например динамики развития объекта природы, наблюдение отдельных, скрытых от прямого глаза моментов невозможно или затруднено.

   Проект « Тренажеры по русскому языку».

Планируемый результат  работы: сборник упражнений , заданий по русскому языку, позволяющий закрепить полученные знания и умения по самым трудным «ошибкоопасным» разделам и темам.

     Итоговым моментом работы над данным проектом явилась письменная самооценка учеников результата их собственной деятельности.

4.Использование дидактических игр с целью развития познавательных процессов на уроках математики.

       В своей работе я активно использовала разнообразные дидактические игры на уроках математики, русского языка, развития речи с целью развития познавательных умений.

В настоящее время она является весьма актуальной, т. к. увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и их активность на  протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики ее преподавания и от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного процесса.

    Целью моей работы является изучение опыта по организации дидактических игр и целесообразности их применения в определенных условиях.

В процессе  работы я ставила перед собой следующие задачи:

- определить  роль и место дидактических игр в процессе обучения математике;

- найти  основные структурные компоненты дидактических игр;

- разработать  методические вопросы  при организации дидактических игр  на уроках математики;

-   найти 10 положений при организации дидактических игр;

- разработать  примеры дидактических игр на уроках математики.

В завершении  работы мною были проведены уроки  с применением дидактических игр на уроках математики.

4.Заключение.

           Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться и надо надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами которые его там ждут. Надо приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя силой. Принуждение не должно быть места в школе. Ребенка надо не заставлять, а заинтересовывать.

   Проведенная работа, анализ психолого - педагогической, методической литературы, школьной практики позволяют констатировать, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика. Активность учащихся в процессе обучения обеспечивает развитие их творческих способностей. Включение школьников в учебно - познавательную деятельность обеспечивается с помощью различных средств активизации.

   Наряду с многообразными формами, методами и приемами обучения дидактическая игра занимает большое место в деле формирования математических представлений учащихся начальных классов. Игра обладает большим внушающем воздействием и ее функции состоят в обеспечении эмоционально - приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала, игра порождает в детях переживания, возбуждение, влечение к учебной работе, снимающее напряжение, усталость.

   Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что игра и игровые ситуации на уроках математики помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки и пробуждать интерес к учению, а так же облегчают понимание, в объяснение нового или закрепление старого материала, между учителем и учениками.

    В процессе проектно- исследовательской работы я , опираясь на непроизвольное внимание детей активизировала их познавательную деятельность , совершенствуя сенсорно- тактильную сферу, развивая коммуникативную функцию и интерес к обучению. Предлагаемые дидактические пособия сделали процесс обучения увлекательным и неутомительным.

6.Список используемой литературы:

Литература.

  1. Абрамова О. Г. «Решение уравнений I класс». Начальная школа 1989 №9 стр. 78.
  2. Аммосова Н. В. «Математические олимпиады школьников». Начальная школа 1995 №5 стр. 13.
  3. Бантова М. А. «Методика преподавания математики в начальной школе». Москва «Просвещение» 1984.
  4. Виленкин Н. Я. «Математика 4 – 5 классы. Теоретические основы». Москва «Просвещение» 1974.
  5. Волкова С. Н. «Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика»» Начальная школа 1997 №9 стр. 68.
  6. Глейзер Г. И. «История математики в средней школе» Издательство Москва «Просвещение» 1970.
  7. Гончарова М. А. «Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления.» Антал 1995.
  8. Депман И. Я. «За страницами учебника математики». Москва «Просвещение» 1989.
  9. Ивашова О. А. «Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения». Начальная школа 1988 №4 стр. 26.

Работа по самообразованию

 учителя начальных классов

 Тимофеевой Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Использование информационных технологий в начальном образовании школьников.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие....

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...