"Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_protsesse_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
"Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
В. А. Сухомлинский
Что у человека самое ценное, дороже самого дорогого подарка, чего не купишь ни за какие деньги? Конечно же - это здоровье, именно оно обеспечивает человеку долгую и благополучную жизнь. Здоровье человека — пожалуй самая актуальная тема для обсуждения на всех уровнях, а в современных условиях она становится первостепенной. Серьезное опасение вызывает у специалистов в области и педагогики, и медицины состояние здоровья российских школьников, так как выявлено, что по сравнению с их сверстниками несколько десятилетий назад, оно значительно ухудшилось . При этом отмечено, что самое значительное повышение частоты всех разновидностей заболеваний происходит в возрастные периоды получения ребенком школьного образования. Именно поэтому наиболее важным является укрепление и сохранение здоровья, формирование навыков здорового образа жизни уже с раннего детства. Институтом возрастной физиологии РАО был проведен анализ школьных факторов риска, который показал , что в основном проблемы здоровья современных школьников создаются и решаются в ходе ежедневной практической деятельности учителей. Значит, именно учителю нужно найти такие направления, работая по которым можно превратить современную систему образования в "здоровьесберегающую". Вот здесь нам на помощь и приходят педагогические технологии, способные сделать образовательное пространство школы "здоровьесберегающим".
-1 группа- технологии , обеспечивающие организацию необходимых гигиенических условий в образовательной организации;
-2 группа- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
-3группа- психолого-педагогические технологии.
Это отмечает в своей работе "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе" Н.К. Смирнов: " Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению -характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть эту связь".[1,с.5]
И вот здесь невозможно не сказать о том, что ценность здоровья формально признается всеми, однако в практической деятельности учителя она почему-то отходит на второй план, пропуская вперед обученность ,воспитанность, качество знаний, личностное развитие ученика.
Рассмотрим психолого-педагогические факторы , зависящие в большей степени от учителя:
-компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;
-учет возрастных и функциональных возможностей школьников при выборе методик и технологий обучения;
- личность учителя, его характер, особенности психологии, умение управлять своим психоэмоциональным состоянием; стиль педагогического общения, состояние здоровья, образ жизни;
- организация образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
-оптимальный уровень ограничений свободы эмоциональных проявлений учащихся.
-создание комфортного психологического климата на уроке и вообще в образовательной организации .
Своей задачей как учителя на сегодняшний день я считаю изучение основ здоровьесберегающих технологий, применение их в практической деятельности и мониторинг ее влияния на физическое и психическое состояние учащихся. Для выполнения этой задачи использую на уроке (и не только) специальные методические приёмы и средства. Так сложилось, что на первый план в прошлом учебном году вышла проблема создания комфортной обстановки и благополучного психологического климата на уроке. Если раньше все, что касается организации настроя на урок, сосредотачивалось в оргмоменте в большей степени, то сейчас я твердо могу сказать, что продумывать и подбирать такие приемы необходимо на каждый этап урока, а иногда их приходится сочинять на ходу, как подсказывает ситуация, сложившаяся на уроке. Какие упражнения нам помогали в решении данного вопроса?
-Утренняя музыкальная зарядка, причем музыкальное сопровождение выбираем вместе с детьми, если выбрали несколько вариантов, то танцуем на каждой перемене.
-Любимые занятия с утра (пазлы, раскраски, настольные игры, любимые игрушки, скакалки, мяч, обруч).
-Оргмомент (эмоциональный настрой на урок): речевки, кричалки, например:
Школьный прозвенел звонок или Рок, рок, рок -начинается урок!
И позвал нас на урок, Ра, ра, ра -идет учиться детвора!
Будем мы внимательны,
Поймем все обязательно!
Игра "Угадай, кто?" (учитель приглашает одного ученика, это может быть дежурный, который поворачивается спиной к классу, учитель незаметно показывает, кому садиться, а дежурный должен угадать, кто сел).
-На любом этапе урока: работа в парах и группах сменного состава, соревновательные моменты ,чтобы обеспечить активное движение учащихся; пантомима (показать, на что похожа изучаемая буква, показать животное, сказочного героя из изученного произведения и т.п.); фрагменты мультфильмов, музыкальных композиций; пение (пропеть любимую песню только при помощи одного звука, изученного на уроке); игры с мячом (при проведении устного счета, фронтального опроса на любом уроке), инсценировка, музыкальные игры.
Очень важный момент урока не только в начальной школе- это хорошо знакомые всем физкультминутки. Каждому педагогу необходимо учитывать их наличие в уроке , место проведения во время урока, содержание физкультминуток и их продолжительность. С точки зрения уровня гигиенической рациональности учебного процесса физкультминутки необходимо проводить на двадцатой и тридцать пятой минуте урока, так как эффективность восприятия и усвоения знаний учащимися в течение занятия имеет следующие показатели :
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Длительность физкультминутки должна составлять одну минуту, она состоит из трех простых упражнений с тремя или четырьмя повторами каждого из них. В начальной школе детям очень нравятся физкультминутки в стихотворной форме. Например:
Мишка шёл, шёл, шёл(шагают)
И малинку нашел (разводят руки в стороны).
Удивился, наклонился (наклон вперед),
Облизнулся! Хорошо!(выпрямляются, руки вверх)
И конечно же неотъемлемая составляющая любого занятия- это словесное поощрение, положительная оценка словом любого достижения ученика, даже самого маленького, обязательно должны присутствовать на каждом уроке.
Каждый урок должен принести и ребенку, и учителю только позитивные эмоции. Учащиеся не должны испытывать ощущение дискомфорта и незащищенности в образовательном пространстве школы . Ни одно методическое пособие нас этому не научит, это наша самостоятельная работа, личный путь к мастерству каждого учителя. Он тернист, но наполняет смыслом жизнь педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Сборник "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения учащихся начальной школы"
Мои педагогические разработки...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) ...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...
Сообщение: Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе.
Вашему вниманию предлагатся статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в условиях специальной коррекционной школы"....
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе »
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальной коррекционной школе ...