Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
статья по зож на тему

Маркова Раиса Ивановна

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Именно поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования духовно – нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены в соответствии с Законом «Об образовании» как задачи первостепенной важности, которые лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников и согласно Стандарту, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно – полезную, которые формируют уклад школьной жизни.  Следовательно, учителю требуется не только знание предметов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

                         Здоровьесберегающие технологии в  процессе

                                           обучения в начальной школе

                         

Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый ни-

щий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.

        И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется

уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании»  (п.51) четко говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

 В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени  начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.

  • Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
  • Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информациии, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
  • Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
  • Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.

Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия :

  • приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образова-

тельной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей ;

  • ежедневное проведение перед первым уроком зарядки ;
  • проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела ;
  • проведение гимнастики для глаз ;
  • организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;
  • частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рас-

сказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания) ;

  • развитие мелкой моторики руки ;
  • построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка ;
  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе ;
  • организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища ;
  • проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не

только детей, но и родителей  «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» и другие) ;

  • организация горячего питания и молочных завтраков .

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия — постоянные, и значит заменить их ничем нельзя»   (А. Амосов).

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе

В  современной  школе  чаще  всего  условия  сохранения  здоровья  понимаются  и  соблюдаются  лишь  в  отноше...

Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе.

В данной статье расмотрены принципы здоровьесберегающей педагогики, применение ЗОТ в начальной школе....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Здоровьесберегающие технологии в ГПД начальной школы.

Организация сохранения здоровья учащихся начальных классов в ГПД....

Доклад:"Здоровьесберегающие технологии обучения в начальной школе."

Основные  принципы здоровьесбережения на  уроках  в начальной  школе.  ...