В современном мире умение мыслить самостоятельно, использовать свой опыт, знания, умения и качества личности, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому результат образования сейчас во многом связан с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы компетенций, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями.
В структуре ключевых компетенций значительное место уделено социальной компетентности, которая подразумевает социальную активность, способность ребенка к социальной деятельности в современном обществе, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося [4].
Социальная активность школьника формируется в процессе целенаправленного на него влияния, в результате которого происходит усвоение учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках[2].
С момента начала обучения в школе уже возможно формировать компоненты социальной активности учащихся и именно период обучения в начальных классах является наиболее благоприятным для формирования у школьников активной социальной позиции. Так как в данный период происходит интенсивное биологическое развитие детского организма, меняется психологический облик ребёнка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, круг общения. В младшем школьном возрасте формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются творческие способности, начинают складываться интересы и склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к действительности.
Формирование социальной активности младшего школьника происходит в позитивных условиях деятельности и взаимодействия с другими людьми. Межличностное взаимодействие является необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности. Высокий уровень социальной активности младших школьников зависит от многообразия объектов общения и реализации ребенка в этом общении. Именно в совместной деятельности в детском коллективе осуществляется продуктивный обмен информацией, принятие общих целей, взаимная оценка и контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, которая помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми, учащийся также осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.
Проектная деятельность отвечает все выше перечисленным требованиям и является эффективным средством формирования социальной активности учащихся. Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.
Развитие социально-ориентированной личности школьника требует организации специальной целенаправленной деятельности, которая реализуется в воспитательной системе, как класса, так и школы в целом, требуется. Для реализации данной цели требуется использование современных воспитательных технологий. Одна из таких технологий – технология социального проектирования. Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Наиболее эффективным средством формирования социальной компетентности младших школьников является – совместная работа над социальным проектом, который позволяет реализоваться как личности каждому ребенку на этапах работы над проектом, занять определенную социальную позицию при его реализации. С точки зрения В.В.Гузеева, Т.В.Антоновой, главными условиями для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и навыки школьников: видение проблемы, нахождение способов решения, объективная оценка своего вклада в коллективное дело, понимание и осознание значимости реализации проекта, его конечного продукта. В социальном проекте есть исследовательская, творческая и коммуникативная составляющая, которые благоприятно воздействуют на развитие личности ребенка.
Социальное проектирование тесно связано с учебно-воспитательным процессом в школе, оно является надпредметными и может осуществляться как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, т.к. для подобного рода проектов характерна связь с актуальными проблемами повседневной жизни. Результатом опыта проектирования должно стать формирование социальных компетенций, в том числе социальной активности учащихся.
Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою «Я – концепцию» и ценностное отношение к миру, окружающим и самому себе. Ребенок пробует свои возможности в реальной деятельности и видит социально-значимый результат, что является сильным стимулом к еще более продуктивному занятию социальным проектированием. Кроме этого, данный вид проектирования удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка: быть нужным, полезным другим, желание проверить свои способности в реальном деле.
В современных российских школах наибольшее распространение получили две содержательные линии социальных проектов и акций. Первая содержательная линия – реальная помощь социально незащищённым группам граждан. Вторая содержательная линия связана с конкретными экологическими проблемами.
В начальной школе реально осуществление социальных проектов по данным содержательным линиям. В рамках уроков окружающего мира и внеурочной деятельности будет полезно уделять внимание экологическим проблемам, проблеме помощи бездомным животным, кормлению птиц, уборке территории, уходом за цветами в кабинетах и клумбами на территории школы. Данный перечень может пополняться и расширяться учителем.
В направлении помощи социально незащищенным группам граждан также есть множество возможностей для реализации социальных проектов в начальной школе. Учащиеся совместно с учителем могут осуществлять уход за ветеранами, брать шефство над детскими домами, то есть проводить концерты, сборы игрушек и многое другое, привлекать внимание к социально значимым проблемам с помощью плакатов и школьных газет.
В настоящее время проектная деятельность активно включается в образовательный процесс начальной школы, привносит существенные изменения при решении образовательных задач, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Социальная активность младших школьников формируется через специально организованную проектную деятельность, которая затрагивает наиболее значимые и актуальные проблемы обучающихся. В процессе разработки реализации социальных проектов происходит объединение педагогов и обучающихся, что способствует открытости и результативности образовательного процесса.
Список литературы:
1.Конышева Н. М., Проектная деятельность школьников // Начальная школа, № 1, 2006.
2.Мальковская, Т. Н. Социальная активность школьников / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. - 144 с
3.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / Мухина В.С. - М.: Академия, 2009. 313 с.
4.Петров А.П. Социальная активность: сущность, содержание, критерии// Формирование социально активной личности: Сущность, проблемы: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина/ Под ред. А.П.Петрова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - С.3 - 18.
5.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.