Диагностика уровня учебной мотивации первоклассников
материал (1 класс)

Морозова Екатерина Николаевна

диагностика формирования учебной мотивации первоклассников на интегрированных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня учебной мотивации первоклассников

Целью экспериментальной работы была проверка гипотезы о том, что использование различных форм интегрированных уроков способствуют активному включению первоклассников в учебную деятельность, повышению мотивации к изучению учебных предметов. В эксперименте прияли участие 60 детей экспериментальный класс (30 обучаемых), контрольный класс (30 обучаемых).

Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента ставилась задача определить первоначальный уровень учебной мотивации первоклассников.

Формирующий этап эксперимента был направлен на разработку программы формирования учебной мотивации первоклассников на интегрированных уроках. 

На контрольном этапе эксперимента проводился анализ полученных результатов, делались выводы об эффективности предложенной методики.

Критерии, показатели и методики для определения

уровней учебной мотивации первоклассников

Критерии

Показатели

Методики

Высокий уровень учебной мотивации

У детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такие ученики следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; переживают, если получают неудовлетворительные оценки

Диагностическая методика оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

Средний уровень учебной мотивации

Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей, как правило, внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Диагностическая методика оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

Низкий уровень учебной мотивации

Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия; на уроках часто занимаются посторонними делами. Такие ученики, как правило, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Диагностическая методика оценки уровня школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

В качестве диагностической методики была избрана разработка Н. Г. Лускановой, которая позволяет диагностировать учебную мотивацию учащихся с помощью анкетирования, в результате которого определяют уровни мотивации по высоким, средним, низким диапазонам[1] (приложение 1).

Далее по формуле:

В = К х 100%: N,

где В – процент обучающихся в классе с одинаковым уровнем учебной мотивации;

N – общее количество обучающихся в классе;

К – количество детей с одинаковым уровнем учебной мотивации.

С помощью данной формулы можно вычислить процентное соотношение обучающиеся в двух классах с разным уровнем учебной мотивации.

Все полученные таким образом результаты были сведены в таблицы ( приложение 2, табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Уровень сформированности учебной мотивации у обучающихся контрольного класса на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Экспериментальный класс

(30 уч.)

Кол-во

% от общего числа

Высокий

4

13%

Средний

11

37%

Низкий

15

50%

Как видно из приведенной таблицы в данном классе четверо учеников имеют высокий уровень учебной мотивации (13.0%); 11 учеников (37.0 %) – средний и 15 учеников (50.0 %) низкий.

Таблица 2.2 – Уровень сформированности учебной мотивации у учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Контрольный класс

(30 уч.)

Кол-во

% от общего числа

Высокий

5

17%

Средний

13

43%

Низкий

12

40%

В результате исследования нами были сформированы группы учащихся, имеющих различный уровень развития учебной мотивации, что стало основой для дальнейшей работы по планированию интегрированных уроков с опорой на принцип индивидуального подхода к обучению (табл. 2.3).

Таблица 2.3 – Структурирование групп учащихся экспериментального класса по уровню учебной мотивации

Группа І

Группа ІІ

Группа ІІІ

1

№3

№1

№2

2

№14

№4

№6

3

№18

№5

№7

4

№23

№11

№8

5

№16

№9

6

№17

№10

7

№22

№12

8

№24

№13

9

№28

№15

10

№29

№19

11

№30

№20

12

№25

13

№23

14

№26

15

№27

Полученные таким образом результаты можно отобразить с помощью диаграммы (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Структура контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности учебной мотивации у обучающихся на констатирующем этапе экспериментальной работы

Полученные данные свидетельствуют о том, что как в контрольном, так и в экспериментальном классах уровень сформированности учебной мотивации в целом низкий, о чем свидетельствует большое количество учащихся с низкими показателями мотивации и малый процент учащихся, имеющих высокий уровень мотивации.

В то же время можно сказать, что в контрольном классе уровень сформированности учебной мотивации у учащихся немного выше чем в экспериментальном классе, хотя при этом можно говорить о приблизительном равенстве развития этих показателей у учащихся обоих классов.


[1] Методика диагностики школьной мотивации Н.Г.Лускановой https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/11/08/metodika-diagnostiki-shkolnoy-motivatsii-n-g-luskanovoy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня школьной мотивации Лусканова

Выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности....

Индивидуальный образовательный маршрут для учащейся 3 класса с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Индивидуальный образовательный маршрут для учащейся 3 класса с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении...

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

Данные рекомендации предоставлены родителям младших школьников, у которых снижена школьная мотивация....

Диагностика уровня учебной мотивации

Диагностика уровня учебной мотивации...

Диагностика уровня учебной мотивации

Диагностика уровня учебной мотивации...

«Пути повышения уровня учебной мотивации младших школьников»

Проектная работа слушателей курсов "Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условияз реализации ФГОС НОО"...

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

В статье представлены рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников...