Программа внеурочной деятельности "Легоконструирование". 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Программа внеурочной деятельности "Легоконструирование". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_legokonstruirovanie.docx49.04 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка к программе курса «Легоконструирование»

Дополнительная образовательная Программа общеинтеллектуальной направленности «Легоконструирование» адресована обучающимся начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Устава НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», Основной образовательной программы начального общего образования НРМОБУ «Салымская СОШ № 1».

Настоящая программа предусматривает обучение в системе дополнительного образования детей по развитию научно-технических способностей учащихся школьного возраста в области робототехники. Программа так же направлена на изучение конструирования, моделирования, программирования и решения различных технических задач.

Основным содержанием данной программы являются постепенное усложнение занятий от технического моделирования до сборки и программирования роботов. Технологические наборы LEGO Education Mindstorms EV3 ориентированы на изучение основных физических принципов и базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

Программа способствует подъему естественно научного мировоззрения и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества.

Применение LEGO Education Mindstorms EV3 в образовательном процессе делает решение сложных задач увлекательным исследовательским процессом, позволяя усвоить не только знания по изучаемой теме, но и освоить инструмент для изучения любых других тем. Платформа EV3 задумана как уникальный инструмент для поиска творческих альтернативных решений, способствует развитию навыков работы в команде, совместной реализации идей и проектной деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она содержит в себе основные современные инновационные образовательные технологии – конструирование и программирование роботов, и создание видеороликов о них.

Цель: всестороннее развитие творческих и научно-технических компетенций обучающихся, формирование раннего профессионального самоопределения воспитанников.

Задачи программы:

  • сформировать базовые знания о науке робототехнике;
  • сформировать базовые знания о науке физике, математике, информатике и области применения этих наук в робототехнике;
  • сформировать базовые знания о мультипликации, анимации, видео и фотомонтаже;
  • сформировать навыки конструирования базовых моделей роботов, используя инструкции и набор LEGO Mindstorms Education EV3;
  • сформировать навыки конструирования оригинальных моделей роботов, используя собственные знания, умения и фантазию;
  • сформировать навыки программирования в среде LEGO Mindstorms Education EV-3;
  • сформировать навыки работы в программе по обработке цифровых материалов «Киностудия».
  • развить интерес к робототехнике;
  • развить креативные способности;
  • развить смекалку, фантазию, глазомер, моторику рук, зрительную память.
  • воспитать духовно-нравственную личность;
  • воспитать добросовестное отношение к труду;
  • воспитать толерантное отношение к окружающим;
  • воспитать аккуратность, воображение, концентрацию внимания;
  • воспитать трудолюбие, бережное отношение к экологии.

В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, обучающиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота.  В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.

Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.

Комплект заданий WeDo предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных задач:

- творческое мышление при создании действующих моделей;

- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;

- установление причинно-следственных связей;

- анализ результатов и поиск новых решений;

- коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;

- экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов;

- проведение систематических наблюдений и измерений;

- использование таблиц для отображения и анализа данных;

- написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта;

- развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти младших школьников.

Возраст детей, участвующий в реализации данной дополнительной образовательной программы: 9-10 лет

Сроки реализации: 1 год.

Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю (68 часов в год).

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические  умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.

Изучение каждой темы  предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).

Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:

  • Установление взаимосвязей,
  • Конструирование,
  • Рефлексия,
  • Развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo.  Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

- групповые учебно-практические и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

- участие в соревнованиях между группами;

- комбинированные занятия.

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:

1. Устный.

2. Проблемный.

3. Частично-поисковый.

4. Исследовательский.

5. Проектный.

6.Формирование   и   совершенствование   умений   и   навыков  (изучение   нового материала, практика).

7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая работа, дискуссия).

8.  Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).

9. Создание ситуаций творческого поиска.

10. Стимулирование (поощрение).

Ожидаемые результаты изучения курса

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:

В области воспитания:

- адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

- развитие коммуникативных качеств;

- приобретение уверенности в себе;

- формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

- знание основных принципов механической передачи движения;

- умение работать по предложенным инструкциям;

- умения творчески подходить к решению задачи;

- умения довести решение задачи до работающей модели;

- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащийся должен знать/понимать:

-влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

-область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

- основные источники информации;

- виды информации и способы её представления;

- основные информационные объекты и действия над ними;

- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

- правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:

- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

- создавать и запускать  программы для забавных механизмов;

- основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню,  панель инструментов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;

- соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Легоконструирование»

Личностные:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  • конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:

Знать:

  • основы лего-конструирования и механики;
  • виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления конструкций

Уметь:

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
  • реализовывать творческий замысел.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Осуществляется педагогом и в конце курса по итогам диагностики познавательных УУД.

Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Занятия по курсу «Легоконструирование» - занятия безотметочные.

Формы организации занятий

Основными формами учебного процесса являются:

- групповые учебно-практические и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);

- участие в соревнованиях между группами;

- комбинированные занятия.

  Формы контроля.

  Промежуточная аттестация обучающихся проводится   в конце 1 полугодия учебного года  (1 полугодие -  с 15 по 25 декабря.)  

Проведение итоговой аттестации  обучающихся осуществляется педагогом дополнительного образования с 15 по 25 мая. (Приложение 1)

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

  • тестирование;
  • творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников).

Содержание программы курса

Раздел

Количество часов

Первые шаги

2

Проекты с пошаговыми инструкциями

16

Проекты с открытым решением

16

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Всего часов

Количество часов

Практика

Теория

Первые шаги (4 ч.)

1

06.09

Майло, научный вездеход.

2

2

2

13.09

Датчик перемещения Майло, датчик наклона

2

1

1

Проекты с пошаговыми инструкциями (32 ч.)

3

20.09

Робот-тягач 

2

1

4

27.09

Тяга (исследование результата действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение объекта).

2

1

1

5

04.10

Гоночный автомобиль

2

2

6

11.10

Скорость (факторы, которые могут увеличить скорость автомобиля, чтобы помочь в прогнозировании дальнейшего движения).

2

1

1

7

18.10

Землетрясение/Динозавр.

2

2

8

25.10

Прочные конструкции (характеристики здания, которые повышают его устойчивость к землетрясению, используя симулятор землетрясений, сконструированный из кубиков LEGO).

2

1

1

9

08.11

Лягушка.

2

2

10

15.11

Метаморфоз лягушки (моделирование метаморфоза  лягушки с помощью репрезентации LEGO и определение характеристики организма на каждой стадии).

2

1

1

11

22.11

Цветок.

2

2

12

29.11

Растения и опылители (демонстрация взаимосвязи между опылителем и цветком на этапе размножения).

2

1

1

13

06.12

Паводковый шлюз.

2

2

14

13.12

Предотвращение наводнения (автоматический паводковый шлюз LEGO для управления уровнем воды в соответствии с различными шаблонами выпадения осадков). 

2

1

1

15

20.12

Вертолёт.

2

2

16

27.12

Десантирование и спасение (устройство, снижающее отрицательное воздействие на людей, животных и среду после того, как район пострадал от стихийного бедствия).

2

1

1

17

17.01

Подъёмный кран.

2

2

18

24.01

Сортировка для переработки (устройство, использующее физические свойства объектов, включая форму и размер, для их сортировки).

2

1

1

Проекты с открытым решением (32 ч.)

19

31.01

Светлячок.

2

2

20

07.02

Хищник и жертва (демонстрация поведения нескольких хищников и их жертв).

2

1

1

21

14.02

Змея.

2

2

22

21.02

Язык животных (демонстрация различных способов общения в мире животных).

2

1

1

23

28.02

Гусеница

2

2

24

06.03

Экстремальная среда обитания (демонстрация влияния среды обитания на выживание некоторых видов).

2

1

1

25

13.03

Луноход

2

2

26

20.03

Исследование космоса (прототип робота-вездехода LEGO, который идеально подошел бы для исследования далеких планет).

2

1

1

27

03.04

Подметательно-уборочная машина.

2

2

28

10.04

Предупреждение об опасности (прототип LEGO для устройства предупреждения о погодных явлениях, которое поможет смягчить последствия ураганов).

2

1

1

29

17.04

Очиститель.

2

2

30

24.04

Очистка океана (прототип LEGO, который поможет людям удалять пластиковый мусор из океана).

2

1

1

31

08.05

Мост.

2

2

32

15.05

Мост для животных (прототип LEGO, который позволит представителям исчезающих видов безопасно пересекать дорогу или другую опасную область).

2

1

1

33

22.05

Мусоровоз.

2

2

34

29.05

Перемещение материалов (прототип LEGO для устройства, которое может безопасно и эффективно перемещать определенные объекты).

2

1

1

Средства обучения

Методическое обеспечение программы:

1.     Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) -  6 шт.

2.     Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »

3.     Инструкции по сборке (в электронном виде CD)

4.     Книга для учителя (в электронном виде CD)

5.     Ноутбук  - 1 шт.

6.     Интерактивная доска.

Список литературы

  1.  Примерные программы начального образования.
  2.  Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
  3.  Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
  4. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998. 1. ЛЕГО-

      лаборатория (Control Lab): Справочное пособие, - М., ИНТ, 1998. -150 стр.

  1.  2. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab). Эксперименты с моделью вентилятора:
  2.  Учебно-методическое пособие, - М., ИНТ, 1998. - 46 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...