«Лэпбук – способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС»
учебно-методический материал (3 класс)
Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способ работы с информацией - лэпбук. | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар на тему «Лэпбук – способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС»( из опыта работы)
Учитель начальных классов Своровская Римма Николаевна
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Как же сделать так:
- чтобы изученный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?
Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Введение.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учителю приходится искать инновационные средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного российского образования является постулат «научить учиться самому», т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, планировать свою работу, находить способы решения и обобщения, а главное - находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Действительно, в настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кому-то достаточно один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.
Как же сделать так:
- чтобы изученный материал остался в памяти ученика;
- чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
- чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?
Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Лэпбук - удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.
Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.
Это книга, которую педагог или ученик собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС :
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
- пригоден к использованию одновременно группой ребят;
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны возрасту;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- возможность структурировать сложную информацию;
- возможность разнообразить самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания;
- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.
Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная технология обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
Так же была детализирована и систематизирована по русскому языку информация по теме «Части речи».
Очень часто использую готовые лэпбуки в качестве наглядно-дидактического, раздаточного материала на разных этапах урока:
- «Осень»;
- «Явления природы»;
- «Материки Земли»;
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Так у нас постепенно пополняется лэпбук «Вода – источник жизни».
Лэпбук я использую как на уроках (если позволяет тема и время), так и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально: «Части речи». Лэпбук – разновидность метода проекта.
Не смотря на то, что уже давно использую в работе с детьми метод проектов, каждый раз сталкиваюсь с проблемой - нежелание учащихся создавать проекты. Большая часть учащихся считают работу по созданию проекта сложным делом. И чтобы сделать проектную деятельность для моих учащихся увлекательной и посильной активно использую технологию лэпбука.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- Целеполагание (выбор темы)
- Разработка лэпбука (составление плана)
- Выполнение (практическая часть)
- Продукт проекта (красочная тематическая папка).
Первые проекты в нашем классе были коллективные:
- лэпбук «Математика вокруг нас»;
- «Моя семья».
Хочется отметить, что работая над одним проектом-лэпбуком,
учащиеся открывают темы следующих исследований. Так, создавая лэпбук « В царстве грибов», возникли идеи для создания индивидуальных проектов: « Мухомор», «Подосиновик». По окружающему миру темы «Овощеводство», « Явления природы», «Цветоводство».
Плюсами лэпбука являются:
- Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работы).
Работая индивидуально, один ученик занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. А работа в парах?Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть обучающиеся, которым тяжело находить контакт с одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Парная работа помогает таким ученикам раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, обучающимся приходится делить между собой ответственность за итоговый результат. Ученики учатся разбивать задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 5-7 учеников работают над одним лэпбуком. Работа с лэпбуками помогает учителю легко «увидеть» лидеров классного коллектива. Учитель или лидер выступает в роли консультанта.
- Совместная работа с родителями.
Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
- Ручная работа.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель (вкладывается частичка души), нет правильного или неправильного метода его создания, все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
- Развивающие задания.
Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а в личностном плане носят развивающий характер. Каждый ребенок уверен и горд проделанной работой!
Минусы: но в этом, же кроется и минус – сложно оценивать. Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).
Система работы над лэпбуком в начальной школе.
I этап. 1-2 класс .
- Выбор темы.
- Определить с помощью
учителя цель и задачи.
- План оформления лэпбука.
- Изготовление изаполнение макета лэпбука.
- Совместно с родителями готовят наглядное оформление.
- С помощью учителя готовят представление лэпбука.
- Подводят итоги и оценивают свою работу над лэпбуком.
- Составляют устный рассказ (презентация).
II этап. 2 класс.
- Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя.
- Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
- оформлять результаты исследования;
- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
III этап. 3-4 классы.
- Усложнение деятельности в увеличении сложности учебных
задач, в переориентации процесса образования на постановку проблемы и ее решение самими школьниками, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
- Методы и способы деятельности
школьников:
мини-исследования,
коллективное
выполнение и защита
лэпбуков, наблюдение,
анкетирование, эксперимент.
Ожидаемые результаты работы с лэпбуком.
1-2 класс .
Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям.
Результат выражается в понимании детьми сути изготовления лэпбука.
3 класс .
Результат проявляется в активном использовании школьниками технологии лэпбук, самостоятельном выборе тем , приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
4 класс.
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов с помощью технологии лэпбук по самостоятельно выбранному направлению.
Заключение.
В результате мониторинга было выявлено, что такая работа интересна, увлекательна. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к учебной деятельности.
Ученики активно стали участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Хочу закончить слоганами для учителей, увлечённых лэпбуками:
- Всем, кто занимается саморазвитием!
- Всем, кто хочет повысить эффективность своих уроков!
- Всем, кто хочет показать детям, что учиться- это весело!
- Всем, кто любит структурировать информацию, чтобы лучше её запомнить!
Используемая литература:
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».
Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения встала важна проблема: организация образовательного проце...
Тема самообразования "Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста"
Тема самообразования...
Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС
В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...
Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР.
В работе раскрыта актуальность использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР. Технология проектной деятельности . Представ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...
Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »
Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...
Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования....