ОХ УЖ ЭТИ ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ!
статья
Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oh_uzh_eti_odaryonnye_deti.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ОХ УЖ ЭТИ ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ!
Наталья Николаевна Бяшарова
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Утёвка
Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми?
В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одарённость как динамическое явление. Психика человека – это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития, поэтому детская одарённость реально представляет перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными:
а) с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
б) с высоким уровнем творческих способностей;
в) достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (эту категорию детей чаще называют талантливыми);
г) хорошо обучающиеся в школе.
Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.
Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с одаренными детьми в школе должна строиться на следующих принципах:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.
Материал, предлагаемый на занятии, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.
Устойчивый интерес к заданиям повышенной трудности поддерживается и тем, что эта работа проводится систематически.
Занятия можно начать с разминки, на которой предлагаем несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащие элементы математики.
Портрет одаренного ребенка может быть таким:
- имеет широкий кругозор, владеет большим объемом информации;
- способен устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет самостоятельно делать выводы;
- имеет богатый словарный запас;
- способен обобщать информацию;
- способен к самообучению, самообразованию;
- чувствителен к тонким противоречиям в учебном и ином материале;
- имеет пытливый ум и умеет формулировать вопросы;
- умеет прогнозировать последствия своих и чужих действий;
- умеет рассуждать и строить гипотезы;
- имеет критический ум и высокую любознательность, гибкое мышление;
- обладает богатым творческим воображением;
- обладает развитой интуицией;
- постоянно работает над познанием самого себя;
- обладает хорошей памятью. В межличностных связях одаренный ребенок должен иметь:
- адекватную или слегка завышенную самооценку;
- способности коммуникации;
- способность к эмпатии, терпимость к другим;
- развитию потребности в достижении успехов;
- независимое мышление и поведение;
- уверенность в своих силах и способностях;
- склонность к самоанализу;
- склонность к риску, не бояться решения и нести за него ответственность.
Чтобы более чётко и методически верно выстроить работу с одарёнными детьми, нужно придерживаться следующих методов и форм работы с детьми в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые технологии (деловые игры и путешествия);
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы;
- предметные недели;
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Системность в работе с одарёнными детьми
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией.
В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание одаренных, талантливых детей — очень важный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.
Список использованных источников
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
- Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок. 2011. № 1.
- "Одаренный ребенок". 2013 . № 4.
- Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одарённые дети".
По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...
Программа "Одарённые дети"
Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...
Методические модели сопровождения одарённых детей
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут от...
Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)
презентация к выступлению на секции классных руководителей...
Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".
14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...
Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....
Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...