Доклад "Примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении"
статья
В данном докладе отражены и приведены примеры современных информационных технологий в коррекционном обучении.
В условиях инклюзивного образования информация будет полезна учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С. ПУШКИНА»
Факультет дефектологии и социальной работы
Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Дисциплина: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»
ДОКЛАД
Примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении.
44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»
Выполнила: |
студентка 3 курса заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – олигофренопедагогика Бандурко Анастасия Олеговна |
Научный руководитель: Лосева С.М. |
Санкт-Петербург
2020 г.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.
Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.
Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.
Плюсы использования ИКТ в коррекционной работе:
- ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь.
- Возможность смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.)
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
- Дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:
1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля усвоения материала детьми
С использованием ИКТ решаются следующие задачи:
1. Повышение качества образовательной и коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. 3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Поэтому, применение в коррекционно — образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образования.
Примеры компьютерных логопедических программ:
1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» 2. Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха» 3. Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»
Подобные развивающие игры можно подобрать к различным нарушениям у детей.
Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя.
Используемая литература:
Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А., Ковтун Н.В. Педагогические условия использования информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // МНКО. - 2011. - №1. - С.157-160
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".
УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...
Использование информационных технологий в обучении
статья "Использование информационных технологий в обучении"...
Специфика обучения математике с использованием информационных технологий
Доклад на научно-практической конференции по теме "Тенденции и проблемы развития математического образования", в котором отражается специфика обучения математике в начальных классах с использова...
Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.
В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...
Использование информационных технологий и возможностей мультимедиа в процессе обучения и воспитания обучающихся с целью развития познавательного интереса.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего...
Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.
Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Последние события, связанные с пандемией, оказали значительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование. В сложившихся обстоятельствах как никогда остро встал вопрос о переводе обу...