Доклад "Примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении"
статья

Бандурко Анастасия Олеговна

В данном докладе отражены и приведены примеры современных информационных технологий в коррекционном обучении.

В условиях инклюзивного образования информация будет полезна учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА»

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Дисциплина: «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»

ДОКЛАД

Примеры использования информационных технологий в коррекционном обучении.

44.03.03 – «Специальное (дефектологическое) образование»

Выполнила:

студентка 3 курса

заочной формы обучения

направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – олигофренопедагогика

Бандурко Анастасия Олеговна

Научный руководитель:

Лосева С.М.

Санкт-Петербург

2020 г.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информационные компьютерные технологии способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. Они помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Мультимедиа–системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Основная часть урока – это изложение материала по вопросам в сопровождении видеослайдов – фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, графики, диаграммы и пр.

Плюсы использования ИКТ в коррекционной работе:

  • ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
  • Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  • Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, дождь.
  • Возможность смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.)
  • Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
  • Дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:

1.   В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

 2.  Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)

3.  Как информационно-обучающее пособие

 4. Для контроля усвоения материала детьми


С использованием ИКТ решаются следующие задачи:

1.   Повышение качества образовательной и коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ;

2.    Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. 3.                  Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

 4.    Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером. Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Поэтому, применение в коррекционно — образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование компьютера в логопедической работе способствовало активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образования.

Примеры компьютерных логопедических программ:

1.    Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» 2.   Обучающая и развивающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха» 3.  Компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»

Подобные развивающие игры можно подобрать к различным нарушениям у детей.

Информатизация образования — это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя.

Используемая литература:

Нарзулаев С. Б., Петухов Н. А., Ковтун Н.В. Педагогические условия использования информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // МНКО. - 2011. - №1. - С.157-160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Использование информационных технологий в обучении

статья "Использование информационных технологий в обучении"...

Специфика обучения математике с использованием информационных технологий

Доклад на научно-практической конференции по теме "Тенденции и проблемы развития математического образования", в котором отражается специфика обучения математике в начальных классах  с использова...

Модели использования информационных технологий как средства обучения в начальной школе.

В рамках нового ФГОС одной из новых целей образования является широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни.В данной работе описаны основные модели использования ИКТ как средства об...

Использование информационных технологий и возможностей мультимедиа в процессе обучения и воспитания обучающихся с целью развития познавательного интереса.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего...

Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.

Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Последние события, связанные с пандемией, оказали значительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование. В сложившихся обстоятельствах как никогда остро встал вопрос о переводе обу...