Психокоррекционные технологии в работе учителя
методическая разработка

Смолкина Любовь Викторовна

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. В частности, люди с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой (сангвиники) имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой (меланхолики) более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы (флегматики) показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_vnimaniya.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития внимания у обучающихся с ОВЗ

На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети способны достаточно долго выполнять произвольно заданную программу действий, работая сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором успешности в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. 

Часто дети, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чём-то другом (на своих мыслях, далеких от учёбы, рисовании на парте и т.д.), из-за отсутствия нужной направленности производят впечатление рассеянных, хотя внимание у них может быть достаточно развито. В данном случае проблема, скорее всего, заключается в отсутствии достаточной учебной мотивации. 

Свойства внимания, как правило, развиты неодинаково. Поэтому разные дети внимательны по-разному. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом. 

Если ребенок не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме, у него недостаточный объем внимания. Неустойчивость внимания, трудности концентрации проявляются в том, что ученик не может работать сосредоточенно, не отвлекаясь. О недостаточной избирательности внимания говорят, если ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания проявляется в том, что детям трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он будет допускать ошибки, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку). Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания проявляется в том, что ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки для их преодоления требуют, как показывают исследования, специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям: 

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 

2. Формирование внимательности как свойства личности. Часто дети ориентируются на общий смысл текста, фразы, задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, 

"пренебрегают частностями". Необходимо преодолевать это глобальное восприятие, научить ребенка воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. 

Доказано, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. В частности, люди с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой (сангвиники) имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой (меланхолики) более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы (флегматики) показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности. 

Предлагаем несколько упражнений для развития внимания младших школьников: 

1. Игра «Сегодня лучше, чем вчера». В основе - корректурный тест, состоящий в следующем: построчно, справа налево, просматривать печатный текст и отмечать определенный элемент за отведенное время (5 минут). Ежедневно фиксируется количество просмотренных элементов и количество ошибок (пропуск элемента, ошибочное вычеркивание). Лучше отмечать результаты на графике, чтобы сделать наглядным их улучшение. Вычеркивать буквы можно в текстах детских книг с крупным шрифтом. Сложность заданий увеличивается по этапам протяженностью в неделю: так, в течение первой недели ребенок вычеркивает только один знак; на второй неделе - 2 знака и т.д. При этом вариантами усложнения задания на последующих этапах могут быть следующие: 

• введение более двух элементов; 

• разные способы отметки элементов (справа-налево наискосок; слева направо наискосок; обвести кружком; обвести квадратом; один обвести, другой - зачеркнуть разными способами; подчеркнуть; увеличение и уменьшение шрифта; использование значков и т. п.) 

2. Чтение текста до заранее указанного выражения. 

3. «Каждой руке — свое дело»: ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров. 

4. Счет с помехой: учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок. 

5. Чтение с помехой: ребенок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении он должен найти ответы на заданные заранее вопросы. 

Надеемся, они будут не только полезны, но и интересны вашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как сово...

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

Здоровьезберегающие технологии в работе учителя.( из опыта работы)

Практическая значимость предоставленного опыта заключается в возможности применения его в повседневной  практике. Применение здоровьезберегающих тенологий помогает растить детей здоровыми, ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...