Мои инновации в образовании 2020
методическая разработка (2 класс)
«Мои инновации в образовании 2020»
Тема: «Сотрудничество семьи и школы - залог успешного всестороннего развития ребёнка»,
или точнее
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.
«Никто не знает, каковы его силы,
пока их не использует»
И.Гёте
Я, Черемина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов в обычной общеобразовательной школе г. Нижнего Новгорода.
Стаж педагогической работы 30лет, имею высшую квалификационную категорию.
Работаю в школе с 1990 года. Очень люблю свою профессию.
Набирая класс, начинаю с того, что стараюсь полюбить этих детей.
В наборе всегда есть и сильные ребята и слабые, но они все замечательные по- своему. Нам нужно вместе еще многому учиться и многое открыть. Я считаю, очень ценным, если предложения о работе идут от детей, значит им интересно и урок принесёт удовольствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheremina_n.e.docx | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои инновации в образовании 2020»
Тема: «Сотрудничество семьи и школы - залог успешного всестороннего развития ребёнка»,
или точнее
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.
«Никто не знает, каковы его силы,
пока их не использует»
И.Гёте
Я, Черемина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов в обычной общеобразовательной школе г. Нижнего Новгорода.
Стаж педагогической работы 30лет, имею высшую квалификационную категорию.
Работаю в школе с 1990 года. Очень люблю свою профессию.
Набирая класс, начинаю с того, что стараюсь полюбить этих детей.
В наборе всегда есть и сильные ребята и слабые, но они все замечательные по- своему. Нам нужно вместе еще многому учиться и многое открыть. Я считаю, очень ценным, если предложения о работе идут от детей, значит им интересно и урок принесёт удовольствие.
Наша жизнь-путешествие, идея-путеводитель.
Нет путеводителя, и все остановилось.
Цель утрачена, и сил как не бывало.
В.Гюго
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.
Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.
Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
За это время познакомилась со многими и разными детьми. Стараюсь каждого вовлечь в работу, кого-то через игры, кого-то через интересный материал, кого-то через проектную деятельность, эта технология мне очень нравиться.
Всегда поддерживаю участие в различных конкурсах, будь это школьный конкурс рисунков или фотографий, или районные предметные олимпиады и НОУ. Всегда тесно работаю с родителями, они главные «двигатели» и помощники.
В 2019 году взяла очередной первый класс. Тридцать один ученик. По мнению А.Дистерверга «Воспитывать – значит побуждать».
И вот с 1 сентября началась работа над побуждением к деятельности, развитием интереса к учебе, над формированием детского коллектива и развитием самостоятельности.
Этот класс оказался «тяжелый» на подъем, как в обучении, так и внеклассной работе. Принимали участие в жизни класса и конкурсах единицы и очень редко. Мало, что могло заинтересовать деток и вовлечь в работу и сотрудничество.
Но в этом наборе есть одна, самая обычная девочка. Я расскажу о работе с ней, вернее о формировании любознательности и активности у всех детей класса, через работу с ней и ее родителями. Зовут девочку Арина.
На уроках она четко выполняет задания учителя, поднимает руку и отвечает, но так же любит поговорить с соседом и пошалить на перемене.
У девочки была родовая травма, родители много сил и времени потратила, чтобы поставить девочку на ноги, и очень заинтересованы в ее развитии.
Мама сказала, что дома Арина всегда анализирует допущенные ошибки именно словами, которые в классе сказал учитель.
Девочка хочет учиться, работать над своими ошибками, учиться делать выводы. С первого дня Арина и родители откликаются на все мои предложения участия в конкурсах
Знакомимся ближе.
Арина увлекается ментальной математикой, любит решать задачи, готова к сотрудничеству и экспериментам.
(Признаюсь, что я впервые услышала про ментальную математику и Арина вместе со своей мамой познакомили меня с абакусом и даже начали меня обучать на нем считать, и это оказалось очень интересно.)
Но вернемся к теме. Начинаю работу с одного ученика, что бы подтянуть и зажечь остальных.
Работа с любопытными, творческими и одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:
-желание работать не стандартно
- постоянный рост мастерства
- педагогическая гибкость
-тесное сотрудничество с учеником, его родителями, другими учителями.
Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
Изучаем ученика (его способности, интересы и т.д.).
Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития.
Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
Выбор индивидуального образовательного маршрута.
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно.
Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.
Другими словами, ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности .
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
- открытость обязательных результатов обучения;
- возможность выбора учащимся уровня сложности;
- целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
- организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
- обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
- создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие сильного ученика и корректировать и подтянуть в обучение среднего. Дает возможность заинтересовать основную массу класса.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- Диагностика
-Проектирование
-Осмысление
-Реализация
-Оценка и корректировка
Достигается это путем:
-структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
-сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
-регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
- усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
- создать условия для формирования Портфолио учащегося;
- сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
- перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;
Пробую спланировать этапы индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика | Задачи учителя: -обеспечить вариативность урочной и внеурочной деятельности обучающегося -составить индивидуальный маршрут участия и развития -развивать навыки проектной и исследовательской деятельности -совершенствовать творческий потенциал обучающегося -поддерживать и развивать интерес к учебе | Сентябрь-октябрь 1 класс |
Проектирование | Виды деятельности обучающегося: -участие в предметных конкурсах, олимпиадах, викторинах любого уровня( в том числе и онлайн) -участие в творческих конкурсах, фестивалях, проектах ( в том числе и онлайн) -объяснение одноклассникам, детям других классов, в том числе и старше, на классных часах и кружке -научно исследовательская работа | По желанию круглый год По желанию круглый год Ноябрь-май 1 класс Сентябрь-май 2-4 класс Февраль , начинаем со 2 класса, а также в 3 и 4 |
Осмысление | «Что я уже могу?» | В процессе всей работы |
Реализация | Успехи ученика, портфолио личных достижений | 1-4 класс |
Оценка и корректировка | Рефлексия «Чему я могу еще научиться и что мне нужно доработать» | В процессе всей работы |
С Ариной оказалось очень интересно работать. У нее всегда есть желание, неиссякаемая энергия и, что не маловажно, поддержка и помощь родителей.
В 1 классе начали с того, что на переменах Арина знакомила детей со счетом на абакусе, собирали танграм, решали загадки и ребусы, играли в настольные логические игры.
У современных детей проблема с устным счетом. Арина делилась своим умением с учащимися 1б и 4б классов. Такие минутки счета стали очень полезны и заинтересовали многих одноклассников и детей постарше.
На классных часах в 1б и 4б классах Арина знакомила и помогала попробовать самим собирать фигуры из танграма с закрытыми глазами. Это был восторг, и возникало желание так же уметь.
На неделе Иностранных языков среди учащихся 4-х классов Арина первоклашка, была приглашена, чтобы поделиться своими знаниями языка.
В апреле месяце 2019 года планировался педсовет по теме « Работа с одаренными детьми». Мы с Ариной готовились поделиться ее умениями с учителями школы, но, к сожалению, из-за карантина педсовет не состоялся.
Весной 2019 года проходила Открытая всероссийский интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» «Великая отечественная война». Глядя на Арину в этом конкурсе приняли участие пять человек из класса и все получили хорошие результаты.
В акции "Окна Победы" принимает участие все больше и больше наших учеников.
В онлайн-акции «Мы – наследники Победы» вместе с Ариной приняли участие еще два одноклассника.
В онлайн –конкурсах на платформе «Учи.ру» все больше и больше победителей и призеров.
Дети с удовольствием пополняют свои Портфолио.
Во втором классе Арина стала помогать учителю в организации работы кружка. Она готовила материал, знакомила тетей с решением задач на упорядочивание. Показала систему работы с подобными задачами и у детей совершенно не возникает трудностей при решении логических задач подобного типа.
Помимо учебных занятий, Арина продолжает принимать участие в онлайн конкурсах, предметных онлайн-олимпиадах и творческих конкурсах.
Сейчас готовит работу на НОУ(научного общества учащихся) .В школе и районе подобное мероприятие проводится для обучающихся 4- х классов, но мы будем пробовать свои силы уже со второго.
Глядя на нее в классе многие дети стали активнее принимать участие в жизни класса. Если в прошлом году, в 1 классе, в конкурсе по ПДД принял участие всего один ученик, то в этом году, 2 класс, на конкурс семейных работ по ПДД желающих уже шесть.
В классе много творческих и развитых деток, нужно только развить желание работать. Общаясь с Ариной, у детей развивается интерес. На уроках повысились темп работы и работоспособность.
В Приложении можно увидеть Аринины работы и достижения.
Я очень рада, что имею возможность работать с такими детьми и их родителями, они не дают сидеть на месте, общение с ними требует движения вперед и саморазвития.
Вот что говорит мама Арины, Лилия Олеговна.
«Арине очень нравится принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах, для нее всегда это новые впечатления, ценный опыт, ну а победы - приятный бонус и мотивация к дальнейшему участию и саморазвитию. Ей нравится познавать новое, разбираться самостоятельно в новом материале и с гордостью показывать свои достижения одноклассникам и всем родственникам. Конкурсы – это ее маленький сказочный мир, в котором она реализует свои идеи и мысли. Олимпиады – очень сильный стимул для роста. Своеобразная школа, которая позволяет определять Арине, на сколько она продвинулась и где находится по сравнению с предыдущими турами олимпиад, наблюдать за личностным ростом, анализировать и пытаться выстраивать дальнейшую траекторию саморазвития. Кроме того, участие в олимпиадах позволяет достигать определенного уровня знаний, развивать мышление, что здорово облегчает изучение школьной программы.
Публичные выступления на различных школьных мероприятиях формирует уверенность в себе, в своих силах, ответственность за начатое и умение доводить дело до конца»
Мне, как учителю, нужно стараться не разочаровать и идти в ногу с потребностями детей и их родителей. Работать и продолжать развиваться вместе.
Р.S.
В планах Арины, до окончания обучения в начальной школе научить меня считать на абакусе.
Обязательно смотреть ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние инноваций в образовании на содержание образования
Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...
Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы
Дистанционное обучение - альтернатива курсам, семинарам, которые требовали от нас, педагогов, очень много нашего "драгоценного" времени. Сегодня мы и наши ученики, можем позволить себе обучение ...
Мои инновации в образовании
Данный материал содержит полное описание работы по ФГОС внеурочная деятельность социального направления...
«Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы для педагогов и учащихся»
Выступление на городском семинаре "Инновации в образовании"....
Инновация в образовании. Обобщение опыта.
Система нравственно-эстетического воспитания младших школьников.Организация учебно-воспитательного процесса....
"Инновации в образовании "
В современном мире нужно учить по инновационным технологиям...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...