Мои инновации в образовании
статья по теме
Данный материал содержит полное описание работы по ФГОС внеурочная деятельность социального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_innovatsii_v_obrazovanii.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
"МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ "
Номинация
Образовательные технологии.
Тема
Гармоничное развитие и творческая самореализация ребёнка во внеурочной деятельности в соответствии ФГОС.
Меньшова Вера Евгеньевна-учитель начальных классов МКОУ «Новохоперская СОШ №91» Новохоперского района | |
2013 год
Обоснование выбора темы.
Изменения, происходящие в современном обществе с внедрением ФГОС в начальную школу, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь?
В нашей школе используется оптимизационная модель реализации внеурочной деятельности детей в условиях введения ФГОС общего образования. Данная модель позволяет нам использовать потенциал внутренних ресурсов нашего образовательного учреждения: классное руководство, деятельность групп продленного дня; деятельность социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого, библиотекаря, а так же мы тесно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования детей.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектную деятельность. Направления внеурочной деятельности- социальное.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка «Твори добро на благо людям!» руководителем которого я являюсь.
Программа кружка предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», « Художественное творчество».
Актуальность :
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела .Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Т.о., работа над проектами способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.
Цели:
Раскрытие творческого потенциала ребенка через проектную деятельность. Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах.
Задачи:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- обучение умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества средствами ИКТ;
- формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повтора образца до воплощения собственного замысла;
- формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в коллективных творческих делах.
- приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- развитие природных задатков и способностей детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
- развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса;
- воспитание внимания, аккуратности , целеустремленности;
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображениея;
- формирование интереса и любви к труду.
Назначение:
Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. Через коллективное творческие дела предполагается не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимального результата.
Преимущества метода проектов и коллективных творческих дел во внеурочной деятельности :
-Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта , коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Руководствуюсь следующими подходами:
• личностно-ориентированный (предполагает обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности);
• деятельностный подход (идея этого подхода заключается в совместной деятельности педагога и воспитанника по реализации вместе выбранных целей и задач, деятельность является средством становления и развития субъектности ребёнка);
• гуманистический подход (терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним, выявление и развитие всех его внутренних сил, уважительное отношение между педагогами и детьми. Ребенок - главная ценность, а главная норма - гуманность);
• системный подход (процесс воспитания и воспитанник рассматриваются, как система).
Данные подходы основываются на принципах:
Основные принципы, заложенные в основу :
- Гуманистический принцип предполагает:
- Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.
- Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).
- Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.
- Коммуникативный принцип:
Этот принцип позволяет:
- Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
- Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;
- Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;
- Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.
- Принцип целостности картины мира.
- Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.
- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения
- Принцип «Идти от простого к сложному»
- Принцип творческой активности
- Предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
- Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность
8. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
Учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
9. Принцип динамичности.
- Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
- В начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
- На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
- постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
10. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
11. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Внеурочная деятельность помогает:
- Улучшить отношение в коллективе;
- Разнообразить общение детей;
- Скомпенсировать самооценку младших школьников;
- Учит их лучше понимать друг друга и самих себя;
5. Удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка
Педагогическая целесообразность кружка «Твори добро на благо людям!» заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи в рамках внеурочной деятельности: в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников, с другой стороны, закладывается основа для эффективного внедрения проектной деятельности через выполнение коллективных творческих дел как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи
Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, коллективного творческого дела ; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе « от всего сердца».
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности социального напрвления.
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Обязательные правила, которые применяю при планировании внеурочной деятельности при работе над проектами:
«Исходи от ребёнка». Узнай, чем интересуются дети, о чём хотели бы узнать, что сделать.
- Приступай к выполнению проекта немедленно, пока не угас интерес.
- Чем младше школьник - тем проще проект. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов
- «Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе».
Межпредметные связи на занятиях по решению проектных задач:
- с уроками русского языка и литературного чтения: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, выразительное чтение;
- с уроками изобразительного искусства и музыки: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, концертах при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
В проведении занятий использую формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий , просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
- .
Последовательность выполнения проекта
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Целеполагание | Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. | Уточняют информацию. Обсуждают здание. Выявляют проблемы | Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает. |
2.Планирование | Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. | Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. |
3.Выбор методов проверки принятых гипотез | Осуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует. |
4.Выполнение | Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта. | Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проекты. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо). Проверяет письменные черновые записи. |
5.Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов. | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования. |
Технологический (творческий) проект(Приложение1.) | |
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? |
|
Что будем делать? |
|
Как делать? |
|
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел |
|
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? |
|
Информационный проект
«Наши пернатые друзья» (Приложение 2.), «»Письмо Лунтику» (Приложение 3.)
1-й этап. Разработка проекта | |
Для чего и кому нужен проект? | 1. Выступить перед школьниками. 2. Выступить перед взрослыми. 3. Что-то другое… |
Что будем делать? | 1. Обсуждаем и выбираем тему(-ы). 2. Определяем форму подачи информации (сообщение, доклад, альбом, стен- газета, компьютерная презентация). 3. Выполняем зарисовки, схемы, эски- зы оформления. 4. Выбираем лучший вариант. |
Как делать? | 1. Решаем, где искать информацию. 2. Продумываем возможные проблемы и их решение. 3. Подбираем материалы, инструмен- ты, технические средства. |
2-й этап. Выполнение проекта | |
Воплощаем замысел | 1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном, групповом проекте). 2. Ищем и отбираем нужную информацию (журналы, книги, энциклопедии). 3. Оформляем информационный проект. 4. Вносим необходимые дополнения, исправления (в содержание, оформле- ние). |
3-й этап. Защита проекта | |
Что делали и как? | 1. Что решили делать и для чего. 2. Как работали над замыслом. 3. Какие проблемы возникали. 4. Как решались проблемы. 5. Достигнут ли результат. |
«Выходы» проектной деятельности социального направления «Твори добро на благо людям»:
- Рисунок,
- газета,
- фотография,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- макет,
- модель,
- наглядные пособия,
плакат,
- план,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий и проведение праздника,
- учебное пособие,
- утренник.
Результаты | Сформированные действия |
Обучающиеся научились: ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
|
Итак, рализация программы внеурочной деятельности социального направления «Твори добро на благо людям!» чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достигнутые результаты:
1.Диплом Международной акции « Марш парков». 2012г
2. Грамота независимого молодёжного жюри районной краеведческой конференции.2012г
3. II место в районном этапе фестиваля в рамках областного « Старая, старая сказка». 2012г
4. III место в районной экологической конференции. 2012г
5. Участие в Международном конкурсе «Сказки красивого сердца».2013г
6. Диплом призёра областного конкурса фотографий « Остановись, мгновение!», номинация «За креативность».2013г
7. Участие в Международном конкурсе рисунков « Подводный мир» 2013г
8. I и III места в районном конкурсе рисунков «Значок Хопёрского заповедника» 2013г.
9. Участие в областном конкурсе рисунков « Вселенная детства» 2013г.
10. Участие в областном фестивале творческих работ «Символы России и Воронежского края»
11. Лауреаты районного экологического фестиваля « Свирель» 2013г.
12. Призёры районного экологического фестиваля «Свирель» в номинации за лучшее музыкальное сопровождение экологической сказки 2013г.
13 Участники областного конкурса "Служить Отечеству - честь и традиция в моей семье"2013г.
Resource id #2612
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние инноваций в образовании на содержание образования
Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...
Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы
Дистанционное обучение - альтернатива курсам, семинарам, которые требовали от нас, педагогов, очень много нашего "драгоценного" времени. Сегодня мы и наши ученики, можем позволить себе обучение ...
«Инновации в образовании. Дистанционные конкурсы для педагогов и учащихся»
Выступление на городском семинаре "Инновации в образовании"....
Инновация в образовании. Обобщение опыта.
Система нравственно-эстетического воспитания младших школьников.Организация учебно-воспитательного процесса....
"Инновации в образовании "
В современном мире нужно учить по инновационным технологиям...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Инновации в образовании.
Выступление на педсовете об инновациях в образовании, рассматриваются несколько СО технологий обучения....