Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников
материал (1, 2, 3, 4 класс)

В статье говорится о применении технологии системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников»

Акинтеева Е.П.                                                                                                                                     учитель начальных классов                                                                                                                     МОУ «СОШ №7 г.Ртищево Саратовской области»

“Великая цель образования - это не знания, а действия”.

                                       (Герберт Спенсер)

Хочу согласиться с  великим ученым, потому что, работая   учителем  начальных классов,  я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке  к  самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, е компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно – деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Назовите три слова входящие в состав этого понятия.

Система – деятельность - подход?

•  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство

•   Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

•   Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных  технологий. Все они взаимосвязаны друг  с другом, т. е  заимствуют друг  у  друга  технологические приемы. Я часто пытаюсь использовать в своей работе технологию системно - деятельностного  обучения, так как мне хочется, чтобы  мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе.

Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает  более эффективно, когда я говорю меньше, чем  мои ученики.

Технология   системно – деятельностного   метода  означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Я даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.

Системно – деятельностный   подход   на уроках осуществляется через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;      

-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками  информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой системно - деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной деятельности на  уроке.

На данном этапе дети настраиваются на  работу, проговариваю  с ними задачу урока  («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т.п.) Также высказываю  добрые  пожелания детям, даю моральную поддержку или  предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной  работы на уроке.

В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков, чтобы усилить мотивацию.

Русский язык

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

***

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

***

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

Математика

***

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи - 
За работу, в добрый час!

***

Беритесь, ребята,
Скорей за работу -
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счёту!

***

Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

***

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!

Обучение грамоте

***

Изучение звука [Р].
Ра-ра-ра- начинается...( игра)
Ри-ри-ри- на ветках ...(снегири)
Ре-ре-ре- стоит домик на ...(горе)
Ре-ре-ре- метём снег во ...(дворе)
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, ...(три).

(На основе чистоговорок можно строить весь урок)

***

Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.

(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания, необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над  развитием  внимания, памяти, речи, мыслительных  операций.

Пример актуализации на уроке математики в 1 классе:

Перед вами 4 записи:

1. Белка уронила 1 орех.

2. Сколько орех было у белки?

3. Белка уронила 1 орех. У неё осталось ещё 5. Всего у неё было 6 орехов.

4. Белка уронила 1 орех. У неё осталось ещё 5. Сколько орех было у белки сначала?

 - Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).

- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?

( Не знаем, что такое задача).

На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращается на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема  урока, организуется подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью  схем.

Детям предлагается система вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения  подводится итог.

Давайте попробуем  проследить этапы проблемного диалога на примерах.

- В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).

- Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).

- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от математического рассказа).

- Сформулируйте тему урока («Что такое задача»).

На этапе первичного закрепления ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой  используется индивидуальная форма работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать. Для каждого ребёнка создаётся ситуация  успеха.

Следующий этап - включение в  систему  знаний и  повторение. Здесь  дети определяют границы применимости нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным  материалом, и повторяют  содержание, которое потребуется на  следующих  уроках. При повторении используются игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это способствует  положительному эмоциональному фону,  развитию у  детей интереса к  урокам.

При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности и согласовывается домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Рефлексия учебной деятельности

- Какая тема урока была?

 - Какую цель ставили? Достигли цели?

 Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

 -Я узнал…

 - Я научился…

 - Мне понравилось…

 - Я бы хотел…

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать системно – деятельностный подход в обучении младших школьников.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через системно – деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Я считаю, что правильное использование системно – деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель может использовать системно – деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно – деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Технология системно – деятельностного подхода в обучении        младших школьников....

Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого эле...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

Системно-деятельностный подход - это … содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней, в     максимальной степени самостоятел...

Технология системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Принципы и приемы реализации системно-деятельностног подхода.....

Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников

Эта статья поможет учителю отобрать  и оптимальн использовать педагогическиетехнологии, наиболее эффективно обеспечивающие выполнение требований стандарта....