Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и физкультурно-спортивных способностей в начальных классах».
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа
имени И.К.Базылева»
Программа
«Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и физкультурно-спортивных способностей в начальных классах».
2017-2021 год
Актуальность проблемы.
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Диагностики:
1) Методика «Карта одаренности младших школьников» автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
2) Диагностика умственных способностей детей Э. Ф. Замбацявичене (Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.
Портрет одаренного ребенка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми; - накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; - проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать учащихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми
- Олимпиады;
- Творческие выставки;
- Индивидуальные занятия с сильными обучающимися;
- Проектная деятельность;
- Конкурсы различного уровня;
- Внеурочная деятельность;
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению мероприятий;
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
- Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социальнопсихологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- 6. Повышение качества образования.
План работы по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ожидаемый результат | |
1 | Занятия в кружках | В течении года | Развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности | |
2 | Участие в предметных неделях | По плану школы | Расширение познавательной активности | |
3 | Олимпиады (школьные, муниципальные) | В течение года | Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах | |
4 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | В течение года | Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности обучающихся | |
5 | Родительские собрания, консультации | В течение года | Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей | |
6 | Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой | В течение года | Выявление способностей | |
7 | Изучение опыта работы учителей школы с одарѐнными детьми | В течение года | Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми | |
8 | Активное участие во внеклассных мероприятиях | В течение года | Создание условий, способствующих творческой активности обучающихся | |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях...
2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....
Программа выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
Программа выявления и развития у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальной школе. Срок реализации 3 года...
Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности»
Пояснительная запискаПрограмма по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исс...
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...