"Организация познавательно-исследовательской деятельности с учащимися младших классов"
статья

Элла Викторовна Зубенкова

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения существенно повлияло на организацию процесса обучения, изменив практически все виды педагогической деятельности учителя, учебной работы обучающегося на уроке. Цель современного образования - выпускник, способный эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Сегодня обществу нужна интеллектуально и творчески развитая личность. Развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях. В психологии эти условия связаны с понятием «проблемная ситуация», которое характеризует начало мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубенкова Элла Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 10»

Организация познавательно-исследовательской деятельности

с учащимися младших классов

Главное отличие новых образовательных стандартов, которые начали кардинально изменять облик российской школы, заключается в том, что обучение в школе становится более личностным. Школа теперь не просто даёт знания, она становится ответственной за развитие личности ребёнка, за то, каким человеком он выйдет в самостоятельную жизнь. От школы сегодня ждут выпускников, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания.

Особенное место в начальной школе занимает организация познавательно-исследовательской деятельности, которая ставит обучающихся начальной школы в позицию первооткрывателей, искателей истины и является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.

Грамотная организация данного вида деятельности - серьёзная и непростая работа, которая требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых и (или) неживых объектов, наличия подходящих литературы, и желания углубленно работать с учащимися. Это один из способов формирования познавательной активности у младших школьников.

«Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения». Данный вид деятельности обучающихся связан с решением творческой задачи, предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

При выполнении исследовательских работ формируются навыки исследования: постановка проблемы, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, выводы. Метод проектов выступает как способ организации процесса учебно-познавательной деятельности учащихся, в основе которой лежит умение получать знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод, прежде всего, ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся.

Исследовательская деятельность воспитывает у детей навыки работы с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, так как школьники преимущественно читают только учебники. Они не хотят читать дополнительную литературу по предметам, увлекательные произведения детских писателей. На этом этапе учителю необходимо увлечь их, показать им значимость собственной деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь к участию родителей учащихся. Совместная деятельность становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми, делают фотографии, выполняют несложные исследования по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественно войны, истории своего родного города, соей родословной, исторических мест родного города, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

С первого класса обучающиеся принимают участие в подготовке проектов, которые сначала носят коллективный характер, тематика определяется педагогом, но каждый обучающийся вносит свой вклад в общую работу. Это очень хорошо приучает ребят работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

К концу обучения в начальной школе обучающиеся уже самостоятельно  выбирают тему исследования, роль педагога - лишь подтолкнуть к правильному выбору.

Демонстрационным материалом защиты проекта выступает презентация. Это своеобразное представление, яркое, увлекательное, поэтому должно быть заранее продумано. Прежде всего, представляются результаты исследования. Итогом исследовательской работы в нашей школе является школьная научно-практическая конференции «Юные исследователи». Главным условием которой, в начальной школе, выступает создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося. Ежегодно обучающиеся моего класса принимают активное участие в этом мероприятии и занимают призовые места. Нами были представлены работы:

- «Чипсы и их вред для человека» (2 класс), данное исследование возникло после просмотра презентации о чипсах на уроке окружающего мира. Мною было предложено обучающимся провести исследование по данной проблеме. У учащихся возник вопрос: «Так ли опасны чипсы для организма, как утверждают некоторые взрослые?». В ходе обсуждения мною было предложено провести исследование по данной проблеме.

Целью работы выступила необходимость выявить, могут ли быть чипсы опасными для здоровья человека? В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю создания чипсов

2. Изучить литературу по данной теме.

3. Выяснить влияние различных компонентов чипсов на функции органов человека.

4. Собрать информацию об отношении учащихся школы и преподавателей  к чипсам, ознакомить учащихся и родителей с полученными результатами.

Объект исследования: чипсы различных сортов.

Предмет исследования: свойства чипсов.

Гипотеза: представим, что чипсы не могут заменить полноценное питание, а при частом использовании могут принести больше вреда, чем пользы.

Актуальность работы заключалась в том, что большинство учащихся лишены полноценного режима питания. Поэтому сегодня проблема здорового сбалансированного питания школьников, является одной из приоритетных. Всё чаще взрослые люди и даже дети вместо полноценного обеда просто перекусывают на ходу. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. Большинство детей во время перекуса отдают предпочтение чипсам. В чем же секрет такой притягательности? В ходе работы, где теоретически изучалась история создания чипсов, рецептура приготовления, а также их влияние на организм, было установлено, что в них содержатся большое количество вредных веществ, которые представляют опасность, так как они отрицательно воздействуют на наш организм и нарушают работу желудочно-кишечного тракта, в результате - возникновение различных заболеваний.

Исследования установили, что в состав чипсов входит масло, поваренная соль, крахмал. В чипсах содержатся усилители вкуса и аромата, острые приправы и соль в больших количествах. Употребление в пищу высококалорийных картофельных чипсов («жирная» пища) может приводить к ожирению, к развитию заболеваний желчного пузыря, то есть негативно отразиться на здоровье человека.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза, о том, что чипсы не могут заменить полноценное питание, а при частом использовании могут принести больше вреда, чем пользы. Работа заняла второе место на школьной-научно-практической конференции «Юные исследователи».

В 3 классе обсуждая на классном часу тему «Информационная безопасность» у обучающихся возникли вопросы, почему они, когда сидят за ноутбуком, постоянно слышат от взрослых: «Не сиди долго!», «Хватит там сидеть». Перед школьниками возникла проблема: «А почему нельзя? Ведь это нам очень нравится!», на что они получают ответ, что «Компьютер плохо влияет на организм человека». Возник вопрос о том, так что же такое компьютер (ноутбук) – новая угроза для здоровья человека или современный друг и помощник? Они решили провести исследование: ноутбук - враг или, на наше счастье, друг? Помогают ли портативные компьютеры или только мешают?

Цель исследования: выяснить причины негативного отношения взрослых к портативному компьютеру (ноутбуку); определить, вред или пользу приносит ноутбук в жизнь человека.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности у обучающихся возникли вопросы:

  • Какую пользу приносит ноутбук человеку?
  • Какое количество россиян пользуется ноутбуками?
  • Какую опасность таит в себе ноутбук?

В своей работе они попробовали найти ответы на свои вопросы, для себя поставили следующие задачи:

  • познакомиться с историей появления компьютеров (ноутбуков), чтобы узнать предназначение этой машины для человека;
  • изучить литературу, содержащую информацию о влиянии ноутбука на здоровье человека;
  • изучить способы, какими можно избежать или уменьшить отрицательное влияние ноутбука на человека;
  • выяснить путём анкетирования, роль компьютера в жизни человека;
  • побеседовать с учителем, родителями, продавцами компьютерной техники по проблеме исследования;
  • представить одноклассникам результаты исследования.

Объект исследования выступили факторы влияния ноутбука на здоровье человека.

В качестве гипотеза исследования выступило предположение, что если родители обучающихся, одноклассники постоянно проводят свободное время у ноутбуков, тратят на это занятие много времени, то при этом, в первую очередь, страдает их здоровье. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека, и выяснить, какими способами можно избежать или уменьшить это влияние.

Актуальность темы заключалась в том, что любой прогресс в науке или технике, наряду с положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны.

Были проведены теоретические исследования, анкетирования по вопросам исследования не только одноклассников и сверстников обучающихся, но и их родителей. Были рассмотрены как положительные так и отрицательные стороны влияния компьютера в жизни человека, были проведены экскурсии в магазины бытовой техники. Из бесед с одноклассниками, педагогами, медицинской сестрой выяснилось, что негативное влияние ноутбуков на физическое здоровье и психику очевидно. Однако если при работе с ними придерживаться определенных правил, их вред можно свести к минимуму. Данная работа заняла призовое место в школьной научно-практической конференции.

В ходе урока литературного чтения (4 класс), анализируя содержание рассказов Л.Кассиля «У классной доски» и В.Лидина «Завет», обучающимися было предложено провести исследование по теме «Что такое подвиг?», цель работы заключалась в раскрытии понятия «подвиг» на примере истории подвига Героя Советского Союза В. А. Стёпина, нашего земляка. В ходе исследования были поставлены задачи:

1. Познакомиться с определениями понятия «подвиг».

2. В литературе, публицистике и Интернете найти информацию о героических подвигах россиян в годы Великой Отечественной войны.

3. Изучить документы, фото-архив В.А.Стёпина.

4. Изучение и описание хронологии событий по объекту исследования.

5. Сравнительный анализ полученных данных.

Объект исследования: подвиг.

Предметом исследования выступили героические подвиги россиян в годы Великой Отечественной войны, в частности, подвиг нашего земляка, Героя Советского Союза Стёпина В.А., в годы Великой Отечественной войны, причины, побуждающие на подвиг.

Обучающимися была выдвинута гипотеза: «Подвиг - это поступок ради себя. Подвиг - это поступок ради других. Подвиг - это обдуманный поступок. Подвиг - это спонтанный поступок. Если каждый житель города с детских лет будет интересоваться и знать историю своей малой родины, то историческая память о великом подвиге наших земляков в годы Великой Отечественной войны не утратится». Учащиеся в ходе исследовательской деятельности овладевали знаниями о правде времён Великой Отечественной войны, о подвигах героев-земляков, что повысило интерес к истории своего родного края и любовь к нему.

В ходе работы, где обучающиеся теоретически изучали историю жизни и подвига нашего земляка В.А.Стёпина в годы Великой Отечественной войны, они провели анкетирование среди своих сверстников об их отношении к подвигу и убедились, что подвиг - это доблестный, героический поступок, важное действие, совершенное в трудных условиях ради других, и совершается чаще всего спонтанно. Таким образом, две гипотезы подтвердились.

Выполняя работу, обучающиеся узнали, что их сверстники мало знакомы с героической историей нашей страны и современными героями и подвигами. Для них подвиг, в основном, связан с героизмом в годы Великой Отечественной войны, с защитой Родины от врага. Большинство современных школьников уважительно и с гордостью относятся к ветеранам, завоевавшим Победу в далёком 1945 году, считают этих людей героями. Но для некоторых из них не важен интерес к героической истории страны, которую нужно знать и передавать последующим поколениям. Всё меньше и меньше становится среди нас участников и свидетелей Великой Отечественной войны. И чтобы эта страшная война, Победа, в которой завоёвана только ценой героизма, не ушла в прошлое, нужно рассказывать о ней и её героях современным школьникам. Свою работу ребята представили на классных часах в 3-4 классах нашей школы. Собранные ими, в ходе познавательно-исследовательской деятельности, материалы можно использовать на уроках Азбуки Смоленского края, окружающего мира и на уроках истории России.

Таким образом, исследовательская деятельность направлена на творческое развитие личности, накопление у обучающихся достоверных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.

Знания и умения, приобретенные в процессе исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской работы в старших классах. Организация работы обучающихся по познавательно-исследовательской деятельности позволяет существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках. Кроме того, работа над исследовательскими проектами позволяет обрести ученикам ощущение успешности, учит применять полученные знания, организовывать сотрудничество не только с детьми, но и с их родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003.

5. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. -. Брянск, 1999.

6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.

7. Хайрутдинова Г.Г. Образовательные стандарты нового поколения: модели внедрения//Материалы Республиканской научно-практической конференции/ Казань 2009/ С.97-99.

8. Курсовая работа: Организация исследовательской деятельности младших школьников, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.BestReferat.ru, свободный. - Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентности в сфере самостоятельно-позитивной деятельности у учащихся младших классов

Ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебны...

Организация проектно - исследовательской деятельности с учащимися младшего школьного возраста.

Проведение учебных исследований -  это важное направление внеклассной работы. Оно связано с основным учебным процессом и направлено на развитие исследовательской, творческой активности обучающихс...

познавательно-исследовательский проект во 2-ой младшей группе "Природа осенью"

Дети 4-го года жизни, в силу              своего слишком маленького жизненного опыта, плохо...

«Начальный этап» волонтерской деятельности с учащимися младших классов. .

Выступление по теме . Из опыта работы учителя с младшими школьниками...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся младших классов

Исследовательская деятельность – это научная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В статье рассматриваются вопросы ор...