Организация научно-исследовательской деятельности учащихся младших классов
статья
Исследовательская деятельность – это научная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В статье рассматриваются вопросы организации учебно- исследовательской деятельности младших школьников. Представлены направления и поэтапное обучение из опыта работы педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся младших классов
- Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?
Подобные вопросы нам часто приходиться слышать от своих учеников. Да, учитель может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к интернету. Лучше пойти другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать- важнейшие черты детского поведения.
Особенно актуальны сегодня учебно- исследовательские работы. Ведь они направлены на получение новых знаний, на обогащение общественного и личного опыта, помогают развивать у учащихся следующие ключевые компетентности: способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию; умение вступать в общение; владение информационными технологиями; способность создавать собственный продукт.
Исследовательская деятельность – это научная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.
Целью моей работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы, навыкам общения, использованию различных методов организации и планирования своей деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях:
- Работа с родителями- это проведение родительских собраний «Этапы исследовательской деятельности», «Что такое научно- практическая конференция?»; индивидуальные консультации; печатный материал- памятка «Требования к научно- исследовательской работе».
- Работа с детьми- это личная исследовательская работа каждого ученика. Ученики выбирают и разрабатывают ту тему, которая им интересна.
Вопросами организации учебно- исследовательской деятельности обучающихся я интересуюсь давно. За это время сложилась своя система организации исследовательской деятельности.
В 1 классе в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получить информацию: найти в справочных книгах, в электронных энциклопедиях, спросить у взрослого, понаблюдать, провести опыт и т.д. Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется сам ученик.
Во 2 классе формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, знакомлю с мультимедийными презентациями.
В 3-4 классах для реализации ученической исследовательской деятельности младших школьников отвожу поэтапное обучение:
Первый этап- стадия накопления знаний и фактов: выбор проблемы и темы исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; ознакомление с теорией и историей вопроса; изучение научных достижений в данной и смежных областях; определение объекта, предмета, цели и задач исследования.
Второй этап- стадия теоретического осмысливания фактов: построение гипотезы исследования; выбор методов исследования и разработка методики исследования.
Третий этап- опытно-экспериментальная работа: организация и проведение эксперимента; окончательная проверка гипотезы исследования; формулировка выводов исследования.
Четвертый этап- анализ и оформление результатов исследования: обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций; доклад, реферат, плакат, презентация, видеофильм по теме исследования.
Пятый этап- пропаганда и внедрение результатов исследования: выступления на уроках, семинарах, научно-практических конференциях для обучающихся начальной школы.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников- серьезная, сложная работа.
Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. Презентация работ возможна в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.
Таким образом, проводимая работа по формированию учебно- исследовательских умений дает положительные результаты:
- Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.
- Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.
- Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
- Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов.
В статье представлен опыт работы учителя . Описываются различные технологии, методы и приемы по активизации мыслительной деятельности младших школьников....
Внеурочная деятельность учащихся младших классов.
В презентации кратко описано виды внеурочной деятельности и её результат....
Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов
В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...