Организация исследовательской деятельности
методическая разработка
В работе рассматриваются две основные формы учебных исследований: экспресс-исследование и долговременные исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формы организации исследовательской деятельности
Следует отметить, что полноценное учебное исследование практически невозможно вместить в рамки традиционного урока. Просто не хватает времени, чтобы неторопливо и вдумчиво пройти этот сложный процесс этап за этапом. При этом необходимо помнить, что исследование (в том числе и учебное) может состояться только в том случае, если все элементы собраны вместе. Тогда они образуют систему, а сама учебная задача обретает исследовательский смысл. Но для этого нужны другие, не классно-урочные формы.
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.
В связи с этим можно рассматривать две основных формы учебных исследований: экспресс-исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследования. Эта форма предполагает массовое участие детей, и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, могут получить индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по природоведению: исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег и т. п.
Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.
Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством.
Экспресс-исследования могут быть использованы как в рамках урока, так и во внеучебной деятельности учащихся.
Долговременные исследования реально можно осуществить лишь во внеурочной деятельности учащихся. Как правило, они выходят за рамки школьного курса, по тематике находятся на стыке различных областей знаний. Темы данных исследований можно также объединить в три основные группы: эмпирические, фантастические и теоретические.
Методическая сторона данных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:
– ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);
– предлагает возможные варианты решения;
– собирает материал;
– делает обобщения;
– оформляет результаты в виде доклада, макета, проекта и др.;
– проводит защиту результатов исследования.
Работа по организации долговременных исследований требует от педагога больших усилий. А. И. Савенков рекомендует педагогам, занимающимся данной работой, соблюдать ряд определенных правил. (Они представлены далее.)
1. Как выбрать тему исследования | Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? | Какими могут быть темы: • фантастические • эмпирические • теоретические | ||||
2. Цель и задачи исследования | Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. | |||||
3. Гипотеза исследования | Предположим | Допустим | Возможно | Что, если | ||
4. Организация исследования | • Подумать самостоятельно | Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования? |
Окончание табл.
• Просмотреть книги по теме | Запиши важную информацию, которую узнал из книг | |
• Спросить у других людей | Запиши интересную информацию, полученную от других людей | |
• Просмотреть телематериалы | Запиши то необычное, что узнал из фильмов | |
• Использовать Интернет | Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера | |
• Провести наблюдение | Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы | |
• Провести эксперимент | Запиши план и результаты эксперимента | |
5. Подготовка | 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а) разъяснение посредством примера; б) описание; в) характеристика; г) сравнение; д) различие. 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Предложить сравнения и метафоры. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути изучения. 8. Подготовить текст доклада. 9. Сделать схемы, чертежи, макеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников
Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...