Стили семейного воспитания и коррекция отношений родителей и педагогов с детьми
учебно-методический материал
Попустительский стиль семейного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya.pptx | 94.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Попустительский стиль семейного воспитания Стиль характеризуется тем, что с раннего возраста ребенку предоставлена полная, бесконтрольная свобода действий. Взрослые часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам, иногда просто не обращают внимание на своих детей. Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Главный метод воспитания в такой семье – «кнут и пряник». Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимство. Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.
В результате такого стиля воспитания у детей формируется конформный социально-психологический тип личности включает следующие качества : нечестность, хвастовство, хитрость и изворотливость, отсутствие чуткости к людям, извлечение из всего личной выгоды, скупость и жадность, требовательность только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевета, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.
Контролирующий стиль семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности . Этому способствуют следующие причины: 1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним. 2. Ребенок длительное время проводит без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, становится злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства. 3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стильвоспитания родительской семьи в новую семью. 4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в отношениях с детьми.
В таких семьях Свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физическом воздействии. Некоторые родители используют достаточно жестокие физические наказания, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы, но они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, который невозможно не заметить, они тут же найдут повод указать на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его неправильным и неуместным. Такие родители часто говорят: «Яйца курицу не учат».Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно, для того чтобы показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их воспитания: ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, он растет неуверенным в себе, не знает, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.
В результате контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности Характеризуется проявлением симптомного комплекса: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Для школьников также характерно проявление следующих личностных качеств : низкая степень сформированности интеллектуальных функций, нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, озабоченность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрированность , робость, застенчивость, чувствительность к угрозе.
Состязательный стиль семейного воспитания. Характеризуется тем, что начиная с раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родители при каждом удобном случае заявляют о том, что их ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок приобретает уверенность в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с оздоровьем (хроническая усталость, болезни). В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на его человеческие качества. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или нет. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на их возраст.
В результате формируется доминирующий социально-психологический тип личности Включает в себя следующие качества: самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное – сосредоточенность на собственной защите, и все это при высоком проявлении деятельной активности. Учащиеся проявляют на высоком уровне следующие личностные качества: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, социальная смелость; средние значения имеют качества: добросовестность, чувствительность, самоконтроль, напряженность; низкое значение – тревожность. Среди личностных качеств у учащихся с доминирующим характерологическим свойством выделяется качество доминирования, что, по мнению ученых, может объяснить столь сложное нравственное поведение. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими, которые пытаются противодействовать их стремлению подавить, подчинить. Отсюда их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи – рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-психологический тип личности.
Рассудительный стиль семейного воспитания. Характеризуется тем, что с раннего детства ребенку предоставляется полная свобода действий. Родители исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не применяют принудительные меры и физические наказания, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Они с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают ему возможность обдумать, осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя позволять скучать на уроке, им нужно быть все время активными.
В результате формируется сензитивный социально-психологический тип личности свидетельствует о проявлении следующих личностных качеств : чувствительность, добросовестность, общительность, самоконтроль, достаточная уверенность в себе; у них обнаруживаются средние значения по качествам : сообразительность, склонность к риску, тревожность – и низкие величины по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность. Сензитивному характерологическому типу соответствует качество – чувствительность, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль. Психологические показатели, характеризующие сензитивный социально-психологический тип детей, по мнению ученых, позволяют раскрыть нравственный портрет младших школьников, обращая внимание на то, что они чутки к несправедливости, в первую очередь по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, так как позволяет преодолеть робость, застенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с ребятами как моложе себя, так и старше, что практически нехарактерно для учащихся с доминирующими и тревожными характерологическими свойствами.
Предупредительный стиль семейного воспитания Причинами использования данного стиля семейного воспитания могут быть болезненность ребенка с раннего детства, а также особенности характера родителей. В результате того что ребенок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен возможности активной деятельности; родители сами определяют, что может быть ему интересно, являются инициаторами детских игр, регламентируют его поведение. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником опасности для своих детей.
В результате формируется инфантильный социально-психологический тип личности характеризуется главными отличительными чертами: несамостоятельность, неспособность к принятию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность. Психологическая характеристика школьников инфантильного социально-психологического типа, по мнению ученых, объясняется развитием следующих личностных факторов (по Р. Кеттелу ): D – неторопливость, сдержанность, флегматичность; F – благоразумие, рассудительность, осторожность, расслабленность, спокойствие, невозмутимость.
Школьники инфантильного социально-психологического типа действительно кажутся очень сдержанными, но это следствие не флегматичного темперамента, а безразличия к предлагаемым им видам деятельности, особенно если они связаны с трудовыми операциями и требуют волевых усилий. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают быстро, когда им предлагают различные развлечения, игры, забавы. Для этих детей больше свойственны не рассудительность и благоразумие, а осторожность, поэтому чаще всего они бездействуют дома, ищут занятия, а в школе мечтательно смотрят в окно. Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6–7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни. Если школьники инфантильного социально-психологического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успеваемость), то родители с такими подростками испытывают большие трудности.
Гармоничный стиль семейного воспитания. Характеризуется тем, что в таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность их состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Они умеют дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.
В результате гармоничного социально-психологического стиля воспитания формируются следующие качества: самостоятельность, уравновешенность, активность, равное отношение к умственным и трудовым действиям, непримиримость к недостаткам и поступкам других, потребность в защите своих товарищей и близких, простота в обращении с людьми, правдивость, искренность, вежливость, скромность, добросовестность, реальная оценка своих возможностей, соблюдение правил и норм поведения, преданность интересам коллектива, требовательность к себе, самокритичность, настойчивость в достижении цели, инициативность.
Наиболее типичные просчеты воспитания в семье, влияющие на семейное неблагополучие, следующие : • неприятие ребенка , его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями; • гиперопека , когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни; • непоследовательность и противоречивость воспитания , которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки и дедушки, что дезориентирует ребенка; • непонимание закономерностейи своеобразия личностного развития детей и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; • негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, заданности и запрограммированности требований, отсутствии альтернатив в решениях, навязывании ребенку собственного мнения, резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот); • аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством; • авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка; • гиперсоциальность , когда родители действуют по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " стили семейногго воспитания". Будет интересны родителям, учителям....
Стили семейного воспитания.
Тезисы к родительскому собранию " Стили семейногго воспитания". Будут интересны родителям, учителям....
Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»...
Методы, приемы и стили семейного воспитания. План-конспект занятий для родителей
Данный материал будет полезен школьным психологам для организации занятий с родителями по теме Воспитательная функция семьи. Теоретические материалы сопровождаются игровыми и тренинговыми упражнениями...
Материал для родителей. Стили семейного воспитания.
В заметке отражены психологические особенности различных стилей выстраивания взаимоотношения в системе "родитель-ребенок"....
Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника
Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника...