Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
методическая разработка на тему
Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
Цель и задачи: Построить тесное взаимопонимание в семье, создание эмоционального настроя на работу по изменению стереотипов во взаимоотношениях с детьми, помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей.
Форма проведения: родительское собрание: семинар – практикум.
Ресурсы: Листы, ручки, интерактивная доска, анкеты с упражнением для родителей «Активный слушатель», тест «Стили семейного воспитания»
Ход собрания:
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.
Погружение
Я, для начала, попрошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.
- согнуть лист пополам;
- еще раз пополам;
- оторвать верхний правый угол;
- оторвать нижний правый угол.
- Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.
Данная тема посвящена проблеме устранения ошибок семейного воспитания и общения. Так как одной из причин трудностей взаимодействия ребенка с окружающими является не правильные стили семейного воспитания.
С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, по отношению к миру в целом, как человек смотрит на мир положительно или отрицательно. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Основная проблема, возникающая у детей — это проблема взаимоотношений с родителями. Родители часто не понимают, что с детьми школьного возраста общение должно строиться по-другому, нежели с малышами. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Какие ошибки совершают родители.
Упражнение «Желанный гость»
Давайте проведем небольшое упражнение:
Представите, что вы дома. Звонок в дверь – И на пороге ваша подруга или друг. Как вы показываете, что этот человек вам дорог, что вы рады ему? [2]
слайд 2
Представили?...
А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит со школы, и вы показываете, что рады его видеть?
слайд 3
Представили? В чем разница?
(Ответ родителей)
Не всегда показываем нашим детям свои чувства и не всегда мы правильно понимаем их чувства.
И получается то, что мы сами не помогаем нашим детям общаться с нами……
Поэтому необходимо включить в отношения с нашими детьми:
слайд 4
- Принятие;
- Внимание;
- Признание (уважение)
- Одобрение
- Теплые чувства
Ребенка, который уже учится в школе, нужно не только слушать, но и слышать…..
слайд 5
- «Активное слушанье»
Давайте вспомним, часто, когда ребенок нам что-то говорит, рассказывает, мы делаем вид, что его слушаем, но не всегда воспринимаем информацию.
слайд 6
Что значит слушать? Слушать и не воспринимать информацию.
слайд 7
Что же это значит — активно слышать ребенка? Это когда звучит нужная информация в ответ.
Разберем несколько ситуаций:
1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!». Что вы ответите ребенку в данной ситуации?
Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
- Ну ничего, поиграет и отдаст…
2.Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».
- Как это ты не пойдешь в школу?!
3. Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Все эти ответы несут общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.
Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
слайд 8
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.
слайд 9
В своих ответах мы даем понять ребенку, что мы знаем о его переживании или состоянии, «слышим» его.
слайд 10
А если это не происходит, то ребенок снова остается со своими переживаниями и обидами.
слайд 11
Упражнение «Активное слушанье»
(использовать интерактивную доску)
Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Сначала ответьте на второю колонку, а потом третью. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению, как активный слушатель) он испытывает
слайды 12-13
Ситуация | Чувства ребенка | Ваш ответ как «активного слушателя» |
Подросток говорит Вам: «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось». | Огорчение, обида | Ты очень расстроилась и было обидно. |
(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!». | Боль | Тебе больно, ты рассердилась на доктора. |
(Старший сын — маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». | Обида | Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала. |
«Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись». | Обида | Было очень неловко и обидно. |
Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-ашечка!». | Испуг, жалость | Ты испугалась, и чашечку очень жалко. |
(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!». | Радость | Здорово! Я вижу, ты очень рад. |
«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!». | Огорчение, обида | Очень досадно… Ты очень расстроилась, и было очень обидно. |
слайд 14
Не всегда, конечно, конфликт разрешается быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.
Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», «Некогда» т.д. т т.п. фразами, в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.
При «активном слушанье» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
слайд 15
Так же очень важен физический контакт ребенку.
Обнимайте вашего ребенка не менее восьми раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.
слайд 16
А если, несмотря на все страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет, да и мы не выдерживаем?
«Пожалуйста, наберитесь терпения!»
слайд 17
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
•как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
•как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
•как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;
•как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Существуют несколько типов семейного воспитания. От стиля отношений родителей к ребенку зависит воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 3 основных стилей отношений: Авторитарный стиль воспитания, демократичный стиль воспитания, либеральный стиль воспитания.
слайд 18-22
Тестирование родителей
Прежде чем я зачитаю основные характеристики каждого стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста, оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос. Всего будет 10 вопросов. (Приложение 1).
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» (модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не
принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
«А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей воспитания».
Характеристика основных стилей воспитания
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Обсуждение стилей воспитания и результатов теста
Как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным?
Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
слайд 23
Итоги
И подведя итоги, что можно кратко сказать:
1.Принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажет интуиция и любовь к ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но, вполне преодолимы
Прощание
Наша встреча подходит к концу. В заключении хочу раздать Вам памятки, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания»
(Приложение 1). Надеюсь, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей.
Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи
Используемая литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» издательство «Сфера» 2005
- Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. «Школьный родительский клуб» из серии «Воспитательная работа » издательство «Глобус» 2009
- Клюева Н.В. «Психолог и семья»: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002
- «Почему семейная терапия?» - глава 1 книги Conjoint Family Therapy, by Virginia Satir, Science and Behavior Books, Mountain View, CA, 1967. Перевод Анжелики Коннер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-183372-1427746177.jpg)
Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-13745-1366464232.jpg)
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....
Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»
Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/13/picture-592234-1423818056.jpg)
Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»
На современном этапе образования при организации психологического родительского всеобуча наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, обеспечивающи...
Родительское собрание для родителей первоклассников по теме "Семья и семейные ценности"
материалы для проведения родительского собрания с родиелями первоклассников по теме "Семья и семейные ценности"P.S.участникам демонстрационного экзамена WorldSkills, данный материал занят! Просьба про...
Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»
Родительское собрание , на котором рассматриваются различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят....