Материал для родителей. Стили семейного воспитания.
консультация

Карташова Елена

В заметке отражены психологические особенности различных стилей выстраивания взаимоотношения в системе "родитель-ребенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_semeynogo_vospitaniya.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система внутрисемейных взаимоотношений, включающая в себя прежде всего систему родительских реакций, оценок и отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной степени зависит и психическое, и общее развитие ребенка.

Выделяют следующие стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль

В данном случае характерно доминирование родителей,  все решения принимают родители, которые считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и беспрекословному авторитету. Родители зачастую ограничивают самостоятельность и инициативность ребенка. Они выставляют требования, не считая нужным как-то обосновывать их, кроме того  выполнение ребёнком требований сопровождается жестким контролем. В отношениях доминируют запреты, выговоры, не исключено и физическое наказание.

 В подростковом возрасте авторитарность родителей является источником конфликтов и враждебности в отношениях. Активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные подростки привыкают во всем слушаться родителей, не развивая таким образом навыков самостоятельности и инициативности.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Для родителей важнейшим принципом воспитания является утверждение: «Дети должны слушаться взрослых беспрекословно».

Демократический стиль

В данном варианте характерно поощрение со стороны родителей личной ответственности и самостоятельности детей, с учетом их возрастных возможностей. Дети в таких семьях включены в обсуждение проблемных жизненных ситуаций, приветствуется их участие в принятии решений. Родители поощряют в детях осмысленное поведение. Помощь родителей осуществляется вместе с чутким  и уважительным отношением к проблемам детей. Однако дисциплинарные моменты строго контролируются, и соблюдаются принципы справедливости – что является залогом формирования у детей установки на социально-одобряемое и ответственное поведение.

Попустительский стиль

При данном стиле воспитания ребенок родителями не направляется и даже должным образом не контролируется, запреты и ограничения родителями не практикуются, вследствие чего ребенок не способен выполнять указаний, а родители в сложных ситуациях неспособны направлять и помогать.

Подобный стиль общения в семье может привести к вовлечению ребенка в асоциальные группы, поскольку  него не сформированы навыки ответственного поведения в обществе.

Хаотический стиль

Данный стиль характеризуется отсутствием единого и последовательного подхода к воспитанию, когда отсутствуют конкретные четкие требования к ребенку или имеют место  противоречия, несогласованность в выборе воспитательных средств и приемов между родителями или другими людьми, принимающими участие в жизни и воспитания ребенок.

В данном случае у подрастающего человека нет четких ориентиров и систем оценки.

Опекающий (гиперопекающий) стиль

В данном случае характерно стремление постоянно быть около ребенка, сопровождать все жизненные события, решать за него все возникающие проблемы. Родители четко следят за всеми событиями в жизни ребенка, за его поведением, самочувствием, характерно ограничение его самостоятельности и инициативности. Для таких родителей характерно постоянное пребывание в тревоге, что с ребенком что-то может произойти нехорошее. У детей  же формируется тревожность и социальная незрелость.

Воспитание детей – важнейшая и благородная задача семьи.  От того, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, какие отношения формируются, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.

Стоит отметить, что родительство – это счастье: участвовать в этом таинтсвенном процессе формирования личности, вносить в него свой вклад, но одновременно – и очень ответственный – понимать и принимать, что от того, как вы участвуете в жизни ребенка, зависит то, какие качества и паттерны поведения будут ему присущи.  Это и радостно и трепетно, и очень важно – быть родителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Стили семейного воспитания.

Тезисы к родительскому собранию " стили семейногго воспитания". Будет интересны родителям, учителям....

Стили семейного воспитания.

Тезисы к родительскому собранию " Стили семейногго воспитания". Будут интересны родителям, учителям....

Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»

Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»...

Методы, приемы и стили семейного воспитания. План-конспект занятий для родителей

Данный материал будет полезен школьным психологам для организации занятий с родителями по теме Воспитательная функция семьи. Теоретические материалы сопровождаются игровыми и тренинговыми упражнениями...

Стили семейного воспитания и коррекция отношений родителей и педагогов с детьми

Попустительский стиль семейного воспитания•Стиль характеризуется тем, что с раннего возраста ребенку предоставлена полная, бесконтрольная свобода действий.• Взрослые часто заняты собой, свои...

Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника

Конспект консультации для родителей: Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности младшего школьника...