Формирование навыков смыслового чтения младших школьников
статья (1 класс)
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков смыслового чтения
младших школьников
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
- понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
- способ чтения,
- темп чтения,
- правильность чтения,
- выразительность.
В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
- умение осмысливать цели чтения;
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
К основным типам чтения относятся коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.
Основными видами чтения являются:
– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;
– поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
– изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; такое чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
– вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.
Когда следует учителю начинать работать над формированием
навыка смыслового чтения?
Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.
Упражнения для развития осознанного чтения.
- словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);
- озаглавливание текста;
- деление текста на части, составление плана;
- определение темы текста, главной мысли;
- определение типа текста;
- подбор иллюстрации к тексту;
- по иллюстрации определить содержание текста;
- составление диафильма (текст делится на части и распределяется между детьми; ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа);
- выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.)
- работа по вопросам учителя, учебника или ученика;
- чтение для подготовки к пересказу;
- упражнение «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу);
- восстановление логической последовательности текста (статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте);
- восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки; группа из 2-3 человек восстанавливает текст; задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей;
- распространение предложений;
- фантограммы (различные фантазии при работе с текстом):
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на них написаны 2-3 фразы (одни и те же); это начало рассказа; дальше каждый продолжает по-своему, затем рассказы записываются и определяются лучшие;
- составление кроссвордов по тексту;
- викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;
- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
- подбор загадок к словам из текста;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;
- составление ребусов к словам из текста.
1.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж, воробей;
шарф, варежки, пальто, кофта, брюки;
картофель, лук, капуста, огурец, помидор;
лошадь, корова, овца, свинья, коза;
липа, ель, сосна, берёза, клён;
зелёный, красный, синий, оранжевый, коричневый.
2.Какое слово лишнее и почему?
Минута, время, час, секунда; дорога, шоссе, тропинка, путь; Дмитрий, Антон, Роман, Сидоров; гриб, ландыш, ромашка, василек; груша, яблоко, банан, ежевика.
|
3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Ягоды: клюква, морошка, арбуз, яблоко, брусника, черника.
Экзотические животные: панда, волк, жираф, коала, белка.
Города: Россия, Москва, Орёл, Воронеж, Париж, Франция.
Упражнения для развития выразительности чтения.
- артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
- чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);
- чтение скороговорок;
- упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд);
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);
- упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
- разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса);
- чтение под музыку (сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий – дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку);
- чтение-пение (выбирается мотив знакомой песни, и напевается текст стихотворения или небольшого рассказа);
- чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);
- упражнение «Голоса» (чтение текста, подражая чьему-либо голосу: старушки, ребёнка, слона и др.);
- упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);
- чтение по ролям;
- чтение по ролям без слов автора;
- инсценирование;
- дикторское чтение (текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым «диктором»);
- конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).
- чтение слова с разными оттенками интонации.
-Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
- Использование «памятки»:
a) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай чётко слова и окончания;
с) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
"Мозговой штурм"
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.
- Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
- Учитель записывает все называемые ассоциации.
- Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
"Глоссарий"
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
- Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
"Рассечение вопроса"
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
"Алфавит за круглым столом"
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
На предложенной карте алфавита учащиеся должны написать названия или авторов книг, которые связаны с темой текста. Далее следует обсуждение результатов.
"Соревнуемся с писателем"
Цель: мотивирование читателя на прочтение книги, включение механизмов антиципации.
Ученикам дается установка: "Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации". Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
"Чтение в кружок"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
"Чтение про себя с вопросами"
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
"Чтение с остановками»"
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
"Ассоциативный куст"
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
"Чтение в парах – обобщение в парах"
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
"Читаем и спрашиваем"
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
"Дневник двойных записей"
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
"Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v | Знакомая информация |
+ | Новая информация |
-- | Я думал (думала) иначе |
? | Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше |
"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.
"Сенкан (синквейн)"
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста.
Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура сенквейна.
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом
На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...
Формирование навыков смыслового чтения младших школьников
Доклад с презентацией на тему: Формирование навыков смыслового чтения младших школьников...
Формирование навыков выразительного чтения младших школьников
Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овла...
«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»
АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников" ...