Формирование навыков выразительного чтения младших школьников
статья по чтению (4 класс) на тему

Одеркова Дарья Владимировна

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №4»

Доклад на тему :

«Формирование навыков выразительного чтения младших школьников»

Выполнила

учитель начальных классов

Одеркова Д.В.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.

Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.

Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.

Существует технология, направленная на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Цель обучения состоит в следующем: 

активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения.

Задачи:

  • развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;
  • развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса младших школьников.

Концептуальной основой являются следующие положения:

– обучение должно идти впереди развития;

– системность и целостность содержания учебного материала;

– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;

– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Он сам начинает видеть в книге друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.

Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.

Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. На уроках стоит применять разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др.

Занимательный материал на уроках можно давать в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.

Нечитающих детей следует сразу брать на особый контроль, много заниматься с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.

Очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них необходимо готовить задания посложнее, например, такое: каждый вслух читает перед классом карточки (на них напечатаны отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных.

Для развития фонетического слуха и артикуляции необходимо проводить “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.

Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа.. На всех уроках чтения обязательна работа над трудными словами и сочетаниями. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, надо учить пользоваться толковым словарём. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.

Стоит попробовать резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.

Нужно строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания необходимы такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения  на уроках обязательно предварительное чтение многосложных слов, постановка ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения нужно многократно обращаться к

тексту с использованием различных видов работ:

– чтение текста про себя, комментирование его;

– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;

– чтение жужжащее;

– чтение хором;

– чтение в темпе скороговорки;

– “прыжки” (чтение через слово)

– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности можно использовать такие упражнения:

– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

– чтение труднопроизносимых слов;

– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;

– чтение одного предложения с разной интонацией;

– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;

– чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения используют группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

Вместе с библиотекарем школы можно проводить библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, существуют следующие формы организации учебной деятельности:

  • Урок-игра;
  • Урок-викторина;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-зачёт;
  • Урок-тестирование;
  • Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3 классе – урок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).

Использование межпредметных связей положительно сказывается на идейно-тематическом анализе произведения.

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.

Большое место должна занимать работа с родителями. На родительских собраниях возможно анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:

  • Где ребёнок берёт книги?
  • Какую книгу читает он сейчас?
  • Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?

Можно давать рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:

  • читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
  • читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
  • читайте перед сном.

Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.

Парная применяется при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.

Групповая форма применяется при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм нужно использовать  элементы драматизации и театрализации.

Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.

Выделяются три уровня формирования познавательной деятельности учащихся– ученический, алгоритмический, эвристический.

Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.

1-й уровень – навык чтения не сформирован;
(ученический)

  • речь развита слабо;
  • работает с помощью учителя;
  • не умеет работать в группе, паре: возникают частые конфликты;
  • интерес к учебной деятельности на уровне любопытства, привлекает занимательный, яркий материал;
  • неустойчивое внимание.

2-й уровень – навык чтения на стадии формирования;
(алгоритмический)

  • хорошо развита устная речь;
  • проявляет навыки самостоятельной деятельности с подсказкой учителя;
  • умеет работать в паре, а в группе-чаще слушатель, любознателен, но требует постоянной помощи учителя.

3-й уровень – сформированы навыки чтения;
(эвристический)

  • хорошо развита устная и письменная речь;
  • проявляет самостоятельную деятельность;
  • лидер в паре и группе;
  • слышит другого, планирует свою деятельность;
  • познавательная активность, переходящая в познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для трениро...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом

На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Доклад с презентацией на тему: Формирование навыков смыслового чтения младших школьников...

«Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО»

АктуальностьФормирование умения читать у детей младшего школьного возраста – это один из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Требования ФГОС - это необходимость из...

Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»

quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников"                             ...

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников

Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.     С введением новых ФГОС обучение ориентировано на ...