Технология этического диалога (на основе разработок А.И.Шемшуриной
статья

Чурюканова Елена Николаевна

Технология этического диалога (на основе разработок А.И.Шемшуриной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_eticheskogo_dialoga.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников»

I.Сущность диалоговой  технологии

     Основывается на методологических подходах отечественных ученых: концепция мира и человека в мире М.М. Бахтина, концепция диалога культур B.C. Библера, учение об ассоциативном мышлении Ю.А. Самарина; идеи демократизации, гуманизациии, гуманитаризации образовательного процесса (Б.И. Канаев, Г.Н. Тарасова, В.Н. Мещеряков).

1)Цель использования технологии:

Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающей обогащение опыта   творческой деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы мультикультурного воспитания школьников.

2)Описание порядка использования  технологии  в практической  деятельности:

Технология организации и проведения дискуссии

  1. Организационно-содержательный этап:
  • постановка проблемы;
  • осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой, актуализация ранее полученных знаний;        
  • творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
  1. Организационно-коммуникативный этап: (организация    взаимодействия    в    группе (классе):
  • распределение ролей в группах-командах;
  • выполнение коллективной задачи;
  • согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
  • соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.

3.  Результативный этап:

  • - переработанная информация,  для убедительного изложения;
  • представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация;
  • выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;
  • возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора.
  1. Рефлексивный этап:
  • резюме сказанного по основной теме;
  • обзор представленных данных, фактических сведений;
  • суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
  • переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов, анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

3)Результат использования технологии:

Результативность диалоговой  технологии  определяется уровнями сформированности диалоговой культуры учащихся: высокий, выше среднего, средний, низкий.

II.Технология этического диалога

На уроках ОРКСЭ я использую технологию этического диалога, разработанную А.И.Шемшуриной.

Специфика технологии этического диалога заключается в ее направленности на осмысление стержневых оснований нравственной жизни человека, что позволяет рассматривать процесс диалогического взаимодействия в качестве метода воспитания школьника как субъекта нравственного развития.

 Технология направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно-значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе.


Базовым понятием рассматриваемой технологии является понятие «этический диалог».

Задача учителя заключается в том, чтобы построить этический диалог таким образом, чтобы в итоге учащиеся пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных, терминальных ценностей в решении данной проблемы.

Каждый возраст требует своих средств и методов, специфики моделирования диалогического взаимодействия.

Я работаю с младшими школьниками, поэтому акцент делаю на желание ребёнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Диалог строю как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. В канву сюжета включаю методики, корректирующие взаимоотношения детей в коллективе, диагностирующие их особенности, динамику нравственного развития.

Конструирование этического диалога осуществляется в следующей логике:

1) завязка, выявляющая проблему;

2) процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия;

3) точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций;

4) нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение;

5) открытый финал как последующее индивидуальное размышление.

Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

1)Вывод школьников на проблему. 

Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма, притчи и т.д.

2)Построение логической цепочки развития мысли.

Основные вопросы данного этапа «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру.

3)Обращение к личности ребёнка. 

Поворот «на себя» обязателен в этическом диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления школьниками своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.

4)Точка наивысшего напряжения как кульминация 

сопряжена с обращением к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.

5)Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает детей к рефлексии и само осмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.

Литература.

1.Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования // Этическое воспитание. - 2007. - №5.

2. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя. Гуманитарный  изд. центр ВЛАДОС, 1999.-112 с. - (Воспитание и доп. образование детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический диалог " Помогать другим. Зачем и как?".

Цель: создать условия для осознания учащимися того, что жить надо так, чтобы творить добро для других, тем самым помогая себе становиться лучше.“Человек, который помогает другим – помогает себе”...

Классный час в форме этического диалога "Как стать успешным".

Классный час в форме этического диалога "Как стать успешным". Методическая разработка с презентацией....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интегрированный курс «Альбом с кляксами + этические диалоги» 2 класс

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой...

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"

Тема урока «Знакомство с системой времён глагола».  Место и роль урока в изучаемой теме:  3 урок в теме «Глагол»Тип урока:  открытие новых знаний.Педагогические ...

статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников"

статья "Технология этического диалога как средство совершенствования нравственного развития школьников". Технология этического диалога разработана Шемшуриной А.И....